Дорога к Ойко-Чакур
Группа состояла из лыжников турклуба Уральского политехнического института (УПИ, Свердловск): пять студентов, три инженера-выпускника вуза и инструктор турбазы. Группа названа по имени ее руководителя, студента пятого курса УПИ, опытного туриста Игоря Дятлова. Участники похода поставили перед собой задачу — пройти по лесам и горам Северного Урала лыжным походом третьей (наивысшей) категории сложности. За 16 дней они должны были преодолеть на лыжах не менее 350 километров по северу Свердловской области и совершить восхождения на североуральские горы Отортен и Ойко-Чакур.
До сих пор выдвигается несколько версий, в том числе естественные — лавина снега, инфразвуковое воздействие природного или техногенного происхождения, столкновение с дикими животными, нападение беглых заключенных, гибель от рук манси. По другим версиям, вина в гибели тургруппы Дятлова лежит на военных или спецслужбах, проводивших в этих местах именно в эти дни испытания сверхсекретного оружия. Естественно, что уфологи и экстрасенсы уверены в своей паранормальной версии.
В поисках новых версий редакция «ЮП» решила обратиться к тем, кто проходил по этому загадочному маршруту.
Один из них — Валерий Щекалев, руководитель отделения «Туризм», преподаватель ЧГПУ, многие годы возглавлял областную Федерацию спортивного туризма, инструктор спортивного туризма международного класса, мастер спорта СССР.
На вопрос об интересе к этой теме выложил толстенный талмуд: полный отчет с фотографиями о лыжном туристском путешествии третьей категории сложности по Северному Уралу, совершенном с 7 по 20 марта 1982 года. То есть ровно через 23 года после известных событий. Протяженность маршрута составляла 215 километров, он пролегал в том числе через гору Отортен и перевал группы Дятлова.
Когда в скалах поют демоны
— Слышали о Холат-Сяхль? — спросил Валерий Щекалев. — На языке манси это означает Мертвец-гора или гора мертвых. Под ней-то мы и ночевали две ночи.
Вот фотографии с нашими палатками. Кстати, в составе нашей группы был студент пятого курса ЧПИ Игорь Сербинов, известный ныне человек в Челябинской области. Вот те самые знаменитые поющие скалы, которые, должно быть, также стонали той самой вьюжной февральской ночью 1959 года, когда в истоках реки Ауспия погибла группа УПИ.
В этих скалах особая порода, имеющая своеобразные щели одной ориентировки. И когда ветер начинает дуть с какой-нибудь одной стороны, то в этих щелях он начинает завывать. Как только ветер меняет направление — в ту же секунду меняется и тональность зловещей мелодии. Потом наступает пауза. Спустя какое-то время вдруг с новой силой начинает завывать, но уже с какой-то другой ноты. Увеличилась сила ветра — музыка в скалах достигает своего апофеоза. Жуткая какофония!
Наш маршрут пролегал немного южнее того, по которому шла группа Дятлова. Семь суток шли мы по верхам и в тайгу почти не спускались. В 1959 году в этом районе еще было мало зон строгого режима, а в 1982 году они были здесь сплошь и рядом. И каждую ночь можно было услышать и автоматные очереди, и лай собак.
Про группу Дятлова феноменальный фильм «Солнце, скалы и снег» снял челябинец Евгений Садаков, к сожалению, ушедший из жизни. Волосы дыбом встают! За весь фильм ни слова не сказано, но автор сумел увидеть главное и подобрать музыку, создав такое мощное напряжение, что мурашки бегут!
С маршрутом группы Дятлова пересекались несколько раз — когда заходили на Отортен и когда подходили к самому перевалу Дятлова, и потом после Отортена мы спустились к зонам и шли уже по следу дятловской группы по реке Ауспия.
Под контролем КГБ
Сам я пермяк и разговаривал с теми людьми, которые непосредственно общались со спасателями 1959 года, теми, кто искал группу Дятлова.
Они подробно рассказывали, как происходили эти поиски и чем они закончились. А закончились они запретом КГБ: прекратить все расследования! И если исключить всю мистику, то скажу, что ребятам просто катастрофически не повезло: они попали под какой-то эксперимент. На те 50-е годы как раз приходились испытания множества видов оружия — лучевого, разработка ультразвуковых установок и бог знает чего еще.
Однако, как мне кажется, засекреченный эксперимент пошел не так, как его планировали. Ребята оказались там без какой-либо связи с внешним миром. Поэтому никто и не догадывался, что в эту экспериментальную зону попала какая-то случайная группа.
Дятловские ребята были в основном из УПИ (Уральского политехнического института), где, скажем так, простые люди не учились. И родители у них большей частью были люди достаточно влиятельные. Каждый из них, естественно, хотел знать, как и отчего погиб их ребенок. Ясно, что родители в своих расследованиях стали глубоко копать. Туда были брошены солдаты, самолеты прочесывали каждый угол. Очевидно, в какой-то момент в КГБ стали опасаться: докопаются, мол, после чего и последовала команда: молчать! И все замолчали…
Стали появляться совершенно нелепые версии, по которым у дятловцев языки были вырваны, грудные клетки выломаны, вместо глазных яблок зияют черные дыры и цвет лица у всех синюшно-красный…
Мне почти дословно передали рассказ одного из поисковиков. Вначале они нашли палку на склоне. Подошли, начали копать — упавшая палатка. Когда ее поставили на «ЦК» (центральный кол. — Ред.), заглянули внутрь, то увидели, что там беспорядок страшный! Что?то застало их врасплох. Все стенки палатки порезаны ножами. У нас и сейчас не только каждый мужик, но и девчонка в группе имеет на поясе финский нож. А тот поход 1959 года был очень сложным, а край безлюдный, поэтому неудивительно, что у каждого из них с собой был нож.
Может быть, в тот момент они кушали. Но произошло НЕЧТО, что их страшно напугало! Может, они были дезориентированы: не понимали, где они находятся и что с ними происходит. В исступлении они бросились кромсать свою палатку, выскакивать и, по свидетельству поисковика, каждого из них нашли на разных расстояниях от палатки…
Первичный диагноз, установленный врачами: разрыв сердца. И на этой стадии все дальнейшие расследования были прекращены. И уже много лет спустя откуда-то стали появляться эти подробности: выдавленные грудные клетки и исчезнувшие глазные яблоки.
К Молебному камню
Свои версии предлагает Вячеслав Кочурин, руководитель группы конструкторов института «Челябинскгражданпроект», кандидат в мастера спорта по лыжному туризму, инструктор спортивного туризма:
— В 2003 году мы проходили по маршруту Дятлова, правда, повторяя его не во всех фрагментах. Шли в страну так называемого Молебного камня — это горный хребет между Вишерой и верховьями правых притоков Лозьвы. Почти в тех же местах проходили ребята. Край привлекает не только своей невероятной красотой, но и своеобразной энергетикой.
Конечно, необычные природные явления наблюдались. Например, мы видели мелкую, почти дисперсионную снежную пыль — она была незаметна, и сквозь нее как будто бы шел цветной дождь. Но я не сторонник мистики. Думаю, что и ровесники Дятлова тоже не верили в нечто потустороннее.
С группой Дятлова могло произойти все что угодно. Версию лавины я бы исключил: на Урале они бывают крайне редко. Для этого необходимо, чтобы сошлись определенная масса скопившегося снега, определенный угол склона и определенные провоцирующие факторы… Допускаю многое, вплоть до космических явлений, подобных тому, что произошло у нас 15 февраля.
Мне всегда любопытна была одна легенда у манси, в которой фигурирует цифра «9». Это роковое число. Согласно этой легенде, на вершине Холат-Сяхля — горы мертвецов некогда погибли девять манси. И случилось это якобы во время Всемирного потопа. А в группе Дятлова, как известно, было десять человек, но один заболел и сошел с маршрута. И осталось их девять…
Попали под атомный взрыв?
Есть и такое предположение. Когда-то, еще в конце 40-х годов прошлого века стал планироваться масштабный проект по переброске северных рек в южные районы Советского Союза.
Он предполагал транспортировку воды в Курганскую, Челябинскую и Омскую области и дальше — на восстановление усыхающего Аральского моря, орошение республик Средней Азии и даже открытие судоходства по каналам.
Но копать эти глубокие каналы — дело очень трудоемкое. И решили испробовать такой вариант: пробить тоннели-каналы направленным атомным взрывом. И такой взрыв был произведен в верховьях Печоры на Северном Урале. И там до сих пор существует озеро с повышенным радиационным фоном. Вполне возможно, что ребята просто попали под эти взрывы…
Был несколько раз и за Полярным кругом, и на Тянь-Шане, и на Кавказе, и на Карпатах, и на Дальнем Востоке. Среди тех, кто был со мной, всегда находились те, кто все непонятное пытался объяснить мистикой.
Я геолог по специальности, в свое время работал на Северном Урале на поисках алмазов, железа и постепенно стал понимать простую истину: мистики никакой нет, просто есть какие-то вещи, которые в данный момент мы не можем объяснить, что и пугает. Человек боится неизвестности. В бою на солдата идет танк — да, страшно! Но он знает, что у него есть оружие, есть гранаты, и он может защищаться. А здесь? Темнота…Что у тебя есть против темноты? Надо реально смотреть на вещи — я этому научился, и в походах меня это всегда выручало…
Кстати, один из учеников Валерия Щекалева в составе группы 11 марта отправляется в тот самый таинственный маршрут, а 24 марта смельчаки планируют достигнуть перевала Дятлова.
Духи охраняют
Отсутствие снаряжения с лихвой компенсировалось азартом. Не думаю, что они рассчитывали на что-то большее, чем просто сам поход. Хотя, знаете, Урал все-таки таит в себе какую-то загадку. Я весь его прошел — от Южного до Полярного.
В 2006 году мы ходили на границу Приполярного Урала.
Там на нас навалился страшный циклон, и он не уходил, а все гулял — справа налево, слева направо. Видимости никакой, а снег все нарастает! У меня еще в поезде, когда туда ехали, появилось какое-то смутное предчувствие. Каждому даются знаки, которые нужно уметь прочитать.
И на одном из перевалов мне был дан такой знак: дальше лучше не ходить! Интуиция у меня развита еще со службы на границе. За всю жизнь с маршрута сходил всего два раза, и оба — только по этой причине: предчувствие.
Вечером ребятам говорю: не пойдем! Прямо перед нами была гора, которую мы должны были завтра покорить. Убеждаю их: посмотрите, это же стопроцентная лавина! У нас не было связи и нас бы обнаружили в лучшем случае через год. Были с нами храбрецы: да ерунда, дескать, пройдем!
Когда готовились к походу, учел вроде бы все, но когда возвращались, мы вышли на газопровод, на вахтовку. И в этот момент — бац! — солнечное затмение! Известно, что примерно за неделю и после этого явления обязательно происходят какие-то природные катаклизмы. Что именно произошло после нас, мы не узнали — места глухие, безлюдные, но что?то было, это уж точно!
До нас, кстати, лет за 12 до этого в эти места тоже пыталась проникнуть одна тургруппа и тоже не смогла: видимо, духи все-таки охраняют здешние места. А может, просто не время туда ходить… Хотите — верьте, хотите — нет, но земля, горы — все это живой организм, который абсолютно все чувствует. У каждой горы есть свой дух. Есть дух воды, дух воздуха. А духов нужно уважать.
В 2002 году мы ходили на Полярный Урал. В один из дней встали ранним утром, пошли вниз по долине и тут вдруг поднялась пурга и довольно-таки неслабая. Сначала шли на лыжах, потом решили, что при таком шквалистом ветре нас может снести, поэтому лыжи мы сняли и пошли потихоньку.
Я заметил ребятам: когда, мол, вчера спать ложились, надо было духов-то уважить, плеснуть им маленько. А сегодня, дескать, видите: обиделись они, вот и портят нам погоду. Один из ребят усмехнулся и сказал что-то весьма неуважительное в адрес духов. Буквально в ту же секунду лыжи, которые он держал в охапке, каким-то ураганным ветром вырвало из его рук. И связка лыж взлетела, словно пропеллер, и этот сумасшедший смерч куда-то утащил ее.
Бедолага стоял бледный и растерянный — испугался не на шутку. Побежал вниз за лыжами, которые оказались чуть ли не в сотне метров в лощине. Вернулся счастливый и клятвенно всем нам пообещал, что отдаст духам всю свою пайку спирта. Невероятно, но сразу после этого пурга утихла, и мы уже спокойно смогли добраться до ночлега.
Материал подготовил Марат Гайнуллин
Юрий Юдин, единственный оставшийся в живых, обнимается на прощание с Людмилой Дубининой.
Сзади - Игорь Дятлов, справа - Николай Тибо-Бриньоль. 28 января 1959 г., пос. 2-го Северного рудника
Группа ставит палатку на склоне Холат-Сяхль. Среди обнародованных фотографий эта считается одной из последних, сделанных 1 февраля 1959 года.
По мнению следствия она была сделана около пяти часов дня.
Руководитель группы Игорь Дятлов