Перед премьерой фильма о таинственных событиях в Уральских горах «КП» поговорила с его создателем
Режиссер Ренни Харлин, знакомый зрителям по фильмам «Крепкий орешек-2» и «Кошмар на улице Вязов-4», внезапно вышел из забвения. В его фильмографии появился условно российский фильм - «Тайна перевала Дятлова», посвященный загадочной гибели туристов в Уральских горах зимой 1959 года. Картина снималась в России на деньги продюсера Александра Роднянского, но с американскими актерами в главных ролях.
Уже более полувека над разгадкой тайны бьются десятки исследователей. Журналисты «Комсомолки» проводят собственное расследование: шерстят архивы, организовывают экспедиции на перевал, который назвали в честь руководителя погибшей группы Игоря Дятлова, изучают документы уголовного дела. Но докопаться до правды не так просто, хотя и кажется, что истина где-то рядом. Мы спросили Харлина: почему его привлекла эта история и нашел ли он ответы?
«Я был крайне заинтригован этой историей!»
- Тайна перевала Дятлова - это русская история, о которой за пределами нашей страны не знают. Как так вышло, что фильм по ее мотивам снимали именно вы?
- Это очень известная история - и в Америке в том числе. Я открыл ее для себя два или три года назад - наткнулся в Интернете на какие-то заметки. А потом так вышло, что по каналам Discovery и History начали показывать документальные фильмы о группе Дятлова. Я был крайне заинтригован этой историей! И сразу же начал думать о том, как мне снять фильм, который одновременно отталкивался бы от событий 1959 года, но при этом его герои жили бы в наши дни. Так мы с моим помощником придумали группу американских студентов, которые заинтересовались таинственной смертью группы Дятлова. Эти студенты решили снять документальный фильм на Урале и наконец разобраться, что же там произошло. Ну а затем зритель видит, что из этой затеи у молодых людей выходит. Мы сели за сценарий, который я потом отдал своему другу. Друг, в свою очередь, был знаком с Александром Роднянским. Ему понравилась эта история, он сказал мне: «Давай сделаем фильм!»
- Это была его первая реакция?
- Первые слова Роднянского были: «Ренни, это грандиозно!» Он рассказал мне, что эта загадочная смерть людей в сердце Уральских гор - значительная часть новейшей мифологии России.
- Съемки проходили на Урале зимой - понятно, что сделано это для пущей достоверности. Другие места вы не рассматривали?
- Не надо преувеличивать наши трудности - часть съемок действительно прошла на Урале, но в основном съемочная группа жила в Кировске Мурманской области. Конечно, там не тепло, но мы снимали в марте. А даже на Кольском полуострове чувствуются последствия глобального потепления. На Урале все-таки не так много возможностей для размещения съемочной группы. В Кировске же не было проблем хотя бы с жильем. А горы там похожи на Уральские.
В фильме американские студенты, потрясенные таинственной гибелью группы Дятлова, отправляются в Уральские горы, чтобы найти этому объяснение.
В фильме американские студенты, потрясенные таинственной гибелью группы Дятлова, отправляются в Уральские горы, чтобы найти этому объяснение.
Фото: кадр из фильма.
«Пришельцы, снежный человек, военные?»
- Разгадок происшествия на Урале существует больше десятка. Какая из версий наиболее близка вам?
- Каждая из версий имеет сторонников. Пришельцы, снежный человек, манси, эксперименты военных... Мы старались сделать кино так, чтобы каждое из этих предположений казалось в какой-то момент наиболее вероятным. Но, думаю, нам удалось придумать совершенно особенную версию, о которой никто и подумать не мог. Она взорвет ваш мозг!
- Но ваша версия хотя бы реалистична?
- Разумеется. Мы тщательно изучили документы в открытых источниках: где находились тела погибших, насколько они были одеты или раздеты, какие у них были травмы. Вы будете потрясены, когда узнаете, насколько эффектную и в то же время очевидную разгадку мы предложили.
- Все изучавшие историю с перевалом Дятлова говорят одну и ту же фразу: «Чем больше я узнаю, тем меньше я понимаю». Можете сказать это про себя самого?
- Абсолютно! Множество репортажей в газетах или на телевидении превращают эти события в огромную мозаику, части которой никак не собираются вместе. Там могло случиться все что угодно.
- Жанр фильма - псевдодокументальный триллер - как «Ведьма из Блэр» и «Монстро». Почему вы выбрали этот вариант?
- Мне хотелось рассказать эту историю как бы изнутри - есть американские студенты, которые, как и группа Дятлова, сталкиваются на Урале с неизведанным. Но у них в отличие от советских инженеров есть камеры, на которые они фиксируют происходящее. Все это выглядит естественно - если бы в 1959 году у группы Дятлова были видеокамеры, мы бы могли увидеть примерно то же самое.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Александр РОДНЯНСКИЙ: «Разгадка - на последней минуте»
- Мы специально не стали показывать фильм журналистам за несколько дней до премьеры - не хочется, чтобы кто-то разболтал о версии, которую мы предложили зрителям, - объяснил «КП» продюсер «Тайны перевала Дятлова» Александр Роднянский. - Просто в фильме сразу несколько неожиданных поворотов сюжета, Ренни Харлину удалось заинтриговать буквально всех. И когда очередной зритель подумает, что он уже разгадал загадку, на экране все встает с ног на голову. Ну а главная разгадка - на последней минуте, там есть один мощный финт, который вы не забудете долго.Ссылка
Гипотезы гибели экспедициитут