Чтобы сохранять самоуважение, нужно уметь говорить «нет». Не позволять начальникам, коллегам и даже близким помыкать своей человеческой личностью.
Светлана Бабаева
Есть такое понятие в психологии как «эмоциональное выгорание». Если совсем грубо, это когда сначала хочешь добра для всех и сразу, пашешь, как раб на галерах, думаешь о результатах, а ничего вроде как не выходит. И проблемы остаются, даже нарастают, и число недовольных множится, и тепла недостает. Постепенно радость бытия иссякает, интерес к делу улетучивается, надежда на результат тускнеет, подменяясь каким-то экспрессивным функционированием.
Наступает череда разочарований, потом озлобление, потом отвращение. К себе и к другим. И вроде как делать продолжаешь то же самое, и себя продолжаешь любить, а на исходе – опустошенность. Более не находится удовлетворения тому, что приходится исполнять, уходит вера…
Страдание порождает сначала фрустрацию, затем – агрессию. Она направляется на жизнь в целом, на окружающих. Человек либо закукливается, либо наоборот пытается подтвердить свою значимость, желая управлять всеми окружающими процессами и обстоятельствами. Все время требует новых свидетельств своего величия на работе; похвала нужна постоянно, но даже если она звучит, она вроде как уже не достигает ушей и тем более сердца. «Мало, мало», — нашептывает голос. «Врете, все вы врете, черти», — шепчет другой бес.
В конечном счете, возникает вопрос: для чего я живу? Начинается лихорадочный поиск действий и событий, которые оживят. Жизнь становится ценной, лишь когда она наполнена победами, действительными или мнимыми, достигнутыми любым средствами без просчета последствий и цены, заплаченной за них и самим собой, и другими.
Но ничего не приносит радости, лишь наоборот ввергает в еще большую пропасть тоски и отчаяния. Ах вы, неблагодарные, я столько тут для вас, а вы…. Настоящий смысл подменяется кажущимся, например, все помыслы сосредоточены на том, чтобы добиться любви и социального признания. И малейшие признаки отсутствия этого порождают стресс, пустоту. Жизнь все время где-то рядом, но не здесь… Могут возникнуть физические осложнения, болезни.
Потому что на самом деле не было там изначально ни особой любви, ни интереса, ни участия. Было желание доказать себе и миру, что все могу. Изначально имела место подмена понятий – не сделать мир добрее, а доказать собственное могущество. Я на все способен. Не верите? Сейчас увидите! И все увидели… Холодный пепел накрывает мир. Людоедство становится направленным на себя, хотя кажется, будто оно направлено лишь вовне. Происходит истончение ткани жизни и радости ощущения себя в ней. Эмоциональный лед сковывает способности и желания, все направлено на то, чтобы здесь и сейчас переподтвердить свое всесилие.
Чувства других не засчитываются, скорее, даже наоборот, порождают стремление ими пренебречь. Собственная безучастность более не позволяет принимать в расчет и ощущения других. Ведь в себе самом ценности не остается… И когда человек перестает ощущать ценность чего-то или кого-то, он лишает этих чувств и других. Ценность заменяется цинизмом. Все должны склониться и подчиниться.
При этом люди вокруг кажутся, с одной стороны, неблагодарными животными – не могут дать ни тепла, ни восхищения, с другой – факторами, которыми можно пренебречь, по тем же самым причинам – с них ничего не получить. Следовательно, ими можно помыкать, как вздумается, кто они такие, чтобы прислушиваться к их репликам и доводам? Возникает два следствия: делаю, что хочу, не соотносясь ни с чувствами других, ни даже с собой, но поскольку любое возражение ставит под сомнение собственную продуктивность, значит, — приравнивается к бунту, которое нужно любыми средствами подавить, чтобы опять же доказать свою силу и правоту.
В этих ситуациях возникает еще одна проблема, которую также советуют не оставлять без внимания. А именно – чтобы сохранять самоуважение, нужно уметь говорить «нет». Не позволять начальникам, коллегам и даже близким помыкать своей человеческой личностью. Это мое пространство, это я, никакие аргументы не заставят меня пойти против того, что я считаю значимым, что затрагивает мою совесть, мои чувства, мою личность наконец. Это трудно, всегда найдется множество оправданий поступку: нет другой работы, не могу подвести окружающих, не могу поставить крест на карьере. Когда в жизни изначально всего мало, возникает страх потерять и это. Стабильность ставится превыше всех потенциалов. Пусть уж так, лишь бы хуже не было. А хуже все равно становится…
Пройдет немного времени, — человек смирится со своей участью и превратится в растоптанную функцию, каким его и хотят часто видеть. И начнет также грубо утверждаться за счет других, если возникнет такая возможность, либо будет деловито обхаживать свое пепелище, находя все новые сферы активности и формы подтверждения своей значимости. Лишь бы не остаться один на один с вопросом: на что я трачу свою жизнь, стоили ли все эти якобы достижения той цены, которую пришлось заплатить?..
Ссылка