Как Запад придумал победу над гуннами
Г
уннского кагана Аттилу называли «Бичом Божьим». Это прозвище украинский писатель Иван Билык, во всём следуя за литератором позапрошлого века Вельтманом, объявившим кочевников-гуннов славянами из Киевской Руси, наивно перевёл как «Богдан Гатило» — Богом данная дубина… Но речь пойдёт не о забавных писательских фантазиях.
По поводу Аттилы в науке давно установился ряд отработанных формулировок.
С одной стороны, великий объединитель степных тюркомонгольских, а затем и иных, в том числе славянских племён, создатель огромной империи, впрочем, мигом распавшейся после его смерти; с другой стороны — разрушитель и массовый убийца, каких мало в истории…
Готский историк Иордан описывал его так: «Низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутой сединою, с приплюснутым носом, с отвратитель-
ным цветом кожи, он являл все признаки своего происхождения».
(Гуннов на Западе считали самым уродливым народом известного тогда мира.)
Впрочем, о душевных качествах Аттилы Иордан отзывается куда лучше: «Любитель войн, сам он был умерен на руку, силён здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился».
Но, как бы то ни было, Аттила, сын хана Мундзука, прославился прежде всего как гениальный полководец, побеждённый лишь однажды. Поражение Аттилы на Каталаунских полях во Франции в 451 году — тоже «уставная» формулировка учёных. Только вот — верна ли она?..
Молодой римлянин Аэций, из патрицианского рода, ещё подростком был отправлен в качестве заложника к гуннам. Границы гуннской «орды» неумолимо близились к рубежам Римской империи…
Жил Аэций у степняков свободно, его отличал сам Аттила. Но вот пришло время римлянину возвращаться домой. Здесь он стал приближённым императора — говоря современным языком, главным экспертом по гуннскому вопросу.
А со временем возглавил и объединённую армию римлян и готов, вышедшую для битвы с опасными кочевниками. Благородны ли поступки Аэция? Есть разные мнения…
Выехав вперёд своих полков, каган обратился к воинам с речью, окончив её словами: «Кто пребывает в покое, когда Аттила сражается, тот уже похоронен». Сражение началось…
К ночи на холмистом поле остались десятки тысяч трупов. Кто же победил?..
Обратимся к фактам. Едва передохнув после битвы, «разгромленный» Аттила ведёт свою армию на юг. Победным маршем проходит через всю Северную Италию, громя и предавая огню города, легко сметая воинские заслоны.
На подступах к Риму его встречает римский папа Лев Первый с крестом и свитой из высших священнослужителей. Папа становится на колени перед главой конных варваров и умоляет его пощадить Вечный город.
Тот факт, что Аттила соглашается отвести войска, католическая церковь доселе считает чудом…
Но не просто так соглашается каган на мольбу папы. Он требует, в знак покорности Рима, дать ему в жёны… не более и не менее, как сестру императора Валентиниана, Гонорию, «с причитающейся ей долей имущества»!
И бедную принцессу послушно везут в объятия гунна…
Вот такой «разгром» потерпели пришельцы с Дальнего Востока на полях Галлии. Брак Аттилы с Гонорией был политическим, — но заметим, что женолюбие и сгубило великого гунна.
Два года спустя он влюбился в мадьярку по имени Ильдико, сыграл с ней пышную свадьбу… но,
будучи уже весьма пожилым и выпив много вина, перестарался затем на брачном ложе. Как пишет
тот же Иордан, каган умер, плавая в крови, которая хлестала у него изо рта…
В Венгрии до сих пор девочек называют именем Ильдико. С другой стороны, в Будапеште автор
гулял по проспекту Аттилы. Как всё двойственно в истории…Ссылка