в продолжение темы о скрытых возможностях мозга
Придя с работы, вы падаете без сил? Возможно, виноват в этом не ваш напряженный график. Наш мозг бессознательно обрабатывает любой написанный текст и арифметические операции, попадающиеся на глаза. Если вспомнить о том, что весь город завешан билбордами с рекламой, надписями и ценниками, то можно представить, насколько перегружено подсознание.
Мы можем выполнять арифметические операции и анализировать языковые конструкции, даже не задумываясь о том, что делаем, - то есть буквально подсознательно. К такому выводу пришли исследователи из Еврейского университета в Иерусалиме (Израиль). Ученые задумались о бессознательном выполнении арифметических операций и чтении текста не просто так - ранее уже было выяснено, что мозг может без всякого контроля со стороны сознания обрабатывать единичные слова и числа.
В этот раз исследователи задались вопросом: а как обстоит дело с более сложными арифметическими операциями и текстами? Добровольцам, записавшимся на эксперимент израильских ученых, предлагали "раздвоить" зрение. Левым глазом волонтер смотрел на арифметическую цепочку, а правым - на череду цветных геометрических фигур. Такая процедура, уверяют исследователи, не позволяет сконцентрироваться на задаче, так что испытуемый не мог даже внимательно разглядеть числа и действия, которые видел его левый глаз.
После этого добровольцам демонстрировали числа, смотреть на которые можно было уже обоими глазами, и просили как можно быстрее произносить эти числа вслух. Те числа, которые представляли собой решение арифметических действий, виденных ранее "одним глазком", добровольцы называли быстрее, как будто их мозг был уже "знаком" с ними. Поскольку сознательно добровольцы не имели возможности
произвести арифметические операции в уме, ученые сделали вывод, что мозг испытуемых уже произвел их бессознательно.
Тот же результат исследователи получили и с текстом. Человека просили одним глазом смотреть на имеющую смысл или же бессмысленную фразу (например, "Я выпил кофе" и "Я отутюжил кофе"), а потом он должен был узнать знакомые слова. Те слова, что нарушали логику предложения, доходили до сознания в первую очередь. Похоже, что и синтаксические конструкции мозг обрабатывает подсознательно, резюмируют ученые.
Сделанные выводы говорят об удивительных способностях нашего мозга, однако внушают тревогу за психику современного человека. Если ваша дорога от дома до работы занимает хотя бы полчаса, едите ли вы на общественном транспорте или на автомобиле, в пути вы видите сотни рекламных плакатов, объявлений, вывесок, крупных ценников на витринах. В последнее время в качестве "доски для объявлений" используют даже асфальт под ногами. В большом городе у человека буквально нет возможности спрятать глаза от лишней информации, ярких красок, цифр и слоганов. Как мы теперь знаем, не читать их - тоже не выход. Кроме текста рекламщики любят использовать и цифровые надписи, такие как "1 + 1 = 3" или рисунки ценников с перечеркнутой "старой" ценой. Нарушение логики, как мы видим из эксперимента израильских ученых, - один из беспроигрышных способов "загрузить" мозг информацией.
Наше подсознание день за днем оказывается перегружено. Неудивительно, почему люди в мегаполисах так устают после обычного рабочего дня, даже если работают за компьютером, а не грузят уголь и не таскают шпалы. Они начинают утомляться еще по дороге на работу! Мозг оказывается перегружен абсолютно ненужной информацией уже в этот момент. Если вспомнить, какое количество надписей мы видим на предметах быта - упаковках продуктов, флакончиках с косметическими средствами и так далее, можно предположить, что "загрузка" нервной системы начинается уже дома с самого утра.
О вреде рекламы сейчас говорят много, но, к сожалению, меньше ее не становится. Рекламные образы настолько сильно влияют на наше восприятие, что способны изменить поведение целого поколения. По данным британской организации Girlguiding U.K., насмотревшись роликов о "горячих и привлекательных" женщинах, девочки-подростки заходят в отношениях с молодыми людьми намного дальше, чем хотели бы на самом деле. Раскрепощенные модели на экране навязывают тинэйджерам идею, что женщина должна быть сексуально раскованной, мол, в противном случае она станет непривлекательной, а значит, на нее никто не обратит внимания.
Те же сексуальные образы в рекламе вредят и взрослым. Только в этом случае они оказывают противоположное воздействие - сексуальность снижается. Влечение взрослого человека подпитывается запретностью плода, когда же запрет снят, стремиться уже не к чему. Исследование бельгийских психологов показало, что идеальные рекламные красотки, призывно глядящие с плакатов, мозгом воспринимаются... как неодушевленные предметы. Для восприятия людей или их изображений в мозге существует отдельная зона. То, что за это ответственна именно реклама, доказывает и тот факт, что изображения мужчин на аналогичных плакатах пока еще воспринимаются как "человеческие". Мужская сексуальность лишь недавно стала эксплуатироваться с целью привлечения внимания к какому-то товару или услуге, а вот женская красота служит этому уже не первое десятилетие.
Реклама влияет и на нашу логику, и на стандарты красоты. Как показали исследования американских ученых, большинство женщин уже считают себя непривлекательными без косметики. Причем неважно, насколько яркой внешностью обладала сама женщина - она в любом случае чувствовала необходимость улучшить ее. Из 1292 опрошенных женщин 44 процента заявили, что нравятся себе гораздо меньше, если они не накрашены. 16 процентов и вовсе уверены, что без косметики не могут быть красивыми. 14 процентов ощущали себя без макияжа так же неловко, как без одежды, а еще 14 процентов стеснялись в таком случае выходить на улицу.
В упомянутом выше опросе британской общественной организации каждый третий подросток признался, что знает как минимум одну девочку-ровесницу, страдающую от анорексии или нерегулярного питания
Давление рекламы на наше сознание и подсознание - реальная проблема современного мира. Обилие рекламных плакатов, телерекламы, голосовой рекламы и прочих ее видов пугает. Потребителями навязанной информации становится практически каждый человек - от маленьких детей, способных понимать речь, до стариков, на которых, к примеру, ориентирована реклама лекарств и медицинских аппаратов. Будет ли эта проблема когда-нибудь решена? Трудный вопрос, ведь именно реклама приносит огромные дивиденды производителям любых товаров.
Источник: golosscience.com