4 ноября 1922 года английский археолог Говард Картер нашел в знаменитой Долине царей засыпанный вход в гробницу KV62. Когда вход расчистили от песка, изумлению и радости ученого не было предела — печати на дверях гробницы были подлинны и не вскрыты. О находке он сразу же известил своего партнера — мецената лорда Карнарвона.
Вначале XX века тандем Картер — Карнарвон уже совершил ряд открытий. В частности, при их участии были найдены гробница Аменхотепа I и захоронения нескольких цариц XVIII династии. Из-за начала Первой мировой войны англичане приостановили работы в Египте. После ее окончания раскопки продолжились, но долгое время Картера преследовали неудачи.
Археологическая сенсация
Находка не тронутой грабителями могилы фараона обещала сенсацию в научном мире. Еще до ее вскрытия Картер определил, что она принадлежит малоизвестному фараону конца XVIII династии — Тутанхамону.
26 ноября 1922 года Картер и Карнарвон вскрыли печати и спустились вниз, став первыми за последние 3 тысячи лет людьми, появившимися в гробнице. Когда свет факелов рассеял тьму, англичане не поверили своим глазам. Сотни, если не тысячи, предметов из обихода фараона лежали под слоем пыли в нетронутом первозданном виде. Подойдя к саркофагу, ученые увидели, что и он был цел и не подвергся грабежу. Это была сенсация!
Археологическое открытие Картера возродило интерес к египтологии во всем мире. А обитатель гробницы — юный Тутанхамон — стал одним из самых известных фараонов Древнего Египта. Работы по извлечению и описанию предметов, найденных здесь, затянулись на несколько лет. И это неудивительно — ведь, как оказалось, в гробнице находилось более 3,5 тысячи предметов искусства, выполненных в стиле Амарнского периода. Все они были переданы в Каирский музей.
Самым известным из найденных артефактов стала посмертная маска Тутанхамона весом 11,26 килограмма, созданная из чистого золота и украшенная сотнями драгоценных камней. Также среди предметов из коллекции Тутанхамона ученые выделили кулон с крылатым скарабеем.
Выполненный в технике перегородчатой эмали, кулон был богато инкрустирован полудрагоценными камнями и цветным стеклом. Его главный элемент — крылатый жук-скарабей, являвшийся в Древнем Египте существом священным, а потом — символом власти.
Причины, по которым скарабей стал играть такую роль в мифологии Египта, вполне объяснимы. Инстинкт скарабея катить навозный шарик, двигая его перед собой, ассоциировался у египтян с движением по небу солнечного диска, который толкал бог Ра. Потому скарабей был обречен на поклонение. Фигурки жука, изготовленные из камня или глазурованной глины, служили печатями, медалями или талисманами и символизировали бессмертие. Причем носили подобные амулеты не только живые, но и мертвые.
Когда египетский жрец или чиновник умирал, каменного скарабея клали к нему в саркофаг или даже внутрь мумии — на место сердца. На обратной, гладкой стороне кулона часто писали 30-ю главу Книги мертвых, заклинающую сердце не свидетельствовать против усопшего на суде у Осириса. Аналогично поступали и с умершими фараонами, чему подтверждение — кулон с крылатым скарабеем.
Ливийское стекло
Кулон с крылатым скарабеем сделан из небесного камня?
Кулон с крылатым скарабеем сделан из небесного камня?
Несомненно, мастерство и изящество, с которым был выполнен кулон с крылатым скарабеем, относит его к шедеврам ювелирного искусства. Жук, являющийся центральным элементом изделия, держит в одной задней лапе цветок лотоса, а в другой — урей или кобру. Передними же лапами он поддерживает лодку, на которой расположен глаз Гора (Уаджет). С двух сторон от него располагаются священные змеи. В свою очередь над символом Уаджет висит золотой полумесяц с изображением в серебре главных религиозных культов: Тота, Ра-Хорахти и фараона.
Внимание ученых привлек также материал, из которого было изготовлено тело жука. Это был тектит, или ливийское стекло — минерал, хорошо известный еще с древности и используемый не только в ювелирном деле. Ливийское стекло применяли оружейники, изготавливая из него наконечники копий, клинки и кинжалы для знати. Стеклообразная горная порода на 98% состоит из кварца и имеет приятный желто-зеленый оттенок.
Крупнейшее месторождение этой породы раскинулось на сотни квадратных километров в Ливийской пустыне, в дюнах Великого песчаного моря, недалеко от плато Саад. Отдельные куски ливийского стекла здесь имеют вес в четверть центнера. Хотя основная масса значительно меньше и напоминает бутылочные осколки, разбросанные в бесчисленном множестве.
Ученые обнаружили это месторождение только в 1816 году, но мировую известность оно получило и вовсе в 1932 году. Тогда сотрудник «Египетского геологического вестника» Патрик Клейтон увидел эти миллионы осколков и написал о них статью. В 200 километрах от месторождения Клейтон нашел еще и остатки древней военной фабрики, изготовлявшей из минерала наконечники копий, клинки, кинжалы и т.д. Некоторые об ломки «игрушек войны» насчитывали 100 тысяч лет, что говорило о том, что древние египтяне не только знали, но и активно использовали месторождение.
Сравнив образцы ливийского стекла с материалом туловища скарабея на подвеске Тутанхамона, ученые пришли к выводу, что они идентичны. При этом возник другой вопрос — откуда посреди пустыни появились горы стекла?!
Из курса химии известно, что стекло получается в результате воздействия на песок высокой температуры. Несмотря на то что солнце в пустыне палит беспощадно, это не та температура, чтобы можно было осуществить подобный процесс. Для превращения необходим нагрев не менее 1700° C. Но что могло столь сильно расплавить тонны песка?! Поначалу ученые предполагали, что это мог быть сверхмощный удар молнии. Давно известно, что в результате такой аномалии появляются фульгуриты — песочные камни, спекшиеся от температуры. Но было непонятно, как пустыня могла притянуть столько молний, чтобы получить такое количество стекла.
Пришелец из космоса.
В XX веке была выдвинута версия, что месторождение ливийского стекла могло получиться в результате падения в пустыню кометы около 28 миллионов лет назад. Но научных подтверждений этому не было.
В 1996 году посреди указанного месторождения египетский геолог Али Баракат нашел черный обугленный камень. Подозревая, что это разновидность черного алмаза под названием карбонадо, Баракат послал его коллеге Марко Андреоли в Университет Витватерсранда в ЮАР. В свою очередь Андреоли привлек к работе единомышленников — профессора Яна Крамерса из Университета Йоханнесбурга и доктора Криса Харриса из Университета Кейптауна. Ученые назвали камень «Гипатией» (в честь женщины-математика Гипатии Александрийской). Их исследование затянулось на годы, и только в 2011 году исследователи смогли обнародовать полученные результаты, которые тянули на мини-сенсацию.
Во-первых, было установлено, что соотношение кислорода и углерода в камне не было похоже на земное. Во-вторых, в образце нашли вкрапления алмазов, которые могли образоваться из углерода в результате взрыва. В-третьих, анализ газа, содержащегося внутри породы, показал, что соотношение изотопов аргона исключает земное происхождение «Гипатии». А дальнейшие исследования принесли понимание, что камень из Ливийской пустыни — не типичный метеорит, а пришелец из астероидного пояса Солнечной системы.
Таким образом, камень, подобный «Гипатии», почти невозможно найти на Земле. Его ближайшие «родственники» — микроскопическая пыль в верхних слоях атмосферы и богатая углеродом пыль во льдах Антарктики. Описывая полученный результат, Крамере не скрывал эмоций: «Это вызывает настоящую эйфорию! Когда ты отделяешь зерна от плевел и, наконец, понимаешь, что дошел до истины». Ученые с уверенностью заявили, что «Гипатия» — часть угольного ядра кометы, которая взорвалась над этой областью пустыни 28 миллионов лет назад.
После получения таких данных паззл с кулоном фараона наконец сложился! Миллионы осколков желто-зеленого стекла в пустыне — и есть результат плавления песка под воздействием сверхвысокой температуры. Они были получены в результате падения кометы в этой области. А один из желто-зеленых осколков нашел свое применение в подвеске, которую солнцеподобный фараон носил на своей шее.