Мидас миф и человек.

Давно это было.  Детство, школа, книжки. Сказки, волшебство, впереди всё прекрасно и радостно. Какие они были красочные, добрые и увлекательные. Самому хотелось попасть туда, посмотреть, как оно в сказке то.

Прошли годы, десятилетия. Сказки образца 1985 года обернулись вполне даже страшными реалиями. Но ветер несёт новые круги того же, что и было. Я вернулся к сказке уже спустя 50 лет  и смотрю на неё уже слегка иначе. Выключил телевизор и вернулся в сказку. А репортажи из разгромленного центра Киева первых чисел февраля 2014 года реют и надо мною и над сказкой.

Я вернулся в греческие мифы и выбрал тему царя Мидаса. Увы, теперь, полвека спустя я вижу то, чего не мог понять четырёхлетний мальчик. Мне грустно. Я начинаю писать всё заново. Странная штука, я сохраняю сказку неприкосновенной, как показания не вполне трезвого свидетеля. Потому, что иных показаний от него получить уже невозможно. Просто добавляю к ним сведения от трезвых и заслуживающих доверия авторов.

Я бы и им не стал верить. Мало ли чего понапишут люди заинтересованные. Но здесь есть хитрый способ повысить концентрацию правды. Нужно применять тех, кто не знает моей темы. Тех, кто не имел причин лгать именно в этом месте и именно в этом аспекте темы. Не могут же они лгать абсолютно везде?

Итак, царь Мидас. Фигура престранная. Не буду добросовестно упоминать все приписываемые ему прегрешения. Если читателю нужна суть дела – сам найдёт. Ну а всех нежелающих думать, с места двигать – таковой цели я не ставлю. Либо прямо соглашайтесь с моими краткими упоминаниями, либо ройте на полную глубину и проверяйте самостоятельно.

Мидас. Мужик с ослиными ушами и в длинной шапке. Его так наказал бог Аполлон за нелицеприятную оценку его игры на кифаре. Ещё мужик едва не помер от золотой болезни. К чему бы ни прикоснулся – всё обращалось в золото. Сначала – может и любопытно. Однако же – в золото превращалась и его пища. Престранная болезнь и нигде более не упоминается. Наверное – чем то он сильно прогневал богов.

А после просмотра телевизора у меня всплыл вопрос. Обычный вопрос для человека, прожившего в России свои 54 года. А собственно, что происходит? Боги – греческие, а карают – совсем даже фригийца. Как, например испанский прокурор выдает ордер на арест кого то в иной стране за преступление, которое есть в кодексе Испании, но отсутствует в кодексе страны пребывания и проживания обвиняемого. Те же министры из ЕС несут ахинею на Майдане, куда там Аполлону! И карают Югославию, не хуже стихийного бедствия. Пока что у жертв нет ядерного ответа – им всё сходит с рук.

Что происходит? Нам всё понятно с испанцем, перегрелся на общеевропейском солнце. Крышу снесло от наглости. Его пошлют лесом и он умоется. Но вот с богами такой фокус – уже за рамками приличий. Фригийцы – не греки, а греки не фригийцы. И у каждого народа тогда был полноценный набор богов. Без них было и неприлично и небезопасно. Нередко цари были и верховными жрецами.

Так что вопрос остаётся открытым. На совершенно чужой территории бог музыкант устраивает наезд на чужого подданного. А это уже повод, да пожалуй и полноценная причина для войны особого рода. Между кланами богов. А оно ими надо?

А кто таков этот музыкант? Нечто вроде отставного снайпера, а ныне – заведующего районным домом культуры. Надо будет – пристрелит кого угодно. Моментально и насмерть. Но, вообще то, - начальник над девятью заведующими отделами культуры. Его так и звали – Кифаред и Мусагет. Игрун на кифаре и начальник для девяти Муз. Танец, история, стихи, астрономия и прочее. Занятно – Урания – вроде как по науке, по астрономии, а числится по разделу искусств. Такая вот была наука. Ну да не о них, не о музах речь. По крайней мер – сейчас. Потом – они ещё очень даже пригодятся, но не сейчас.

Вернёмся к греку Аполлону и фригийцу Мидасу. Где то рядом, в тени, главные боги их пантеонов. И пора бы уже Зевсу определиться. Чего это вдруг его третьеразрядный божок творит на чужих землях? За такие штуки можно и неприятность получить в большом размере. Там ведь одна из главных богинь прямо заведует смертью.

Сам то Зевс молниями только оглушить может. Когда клянётся водами Стикса – по умолчанию клянётся и своею смертью. Потому, что воды Стикса опасны и для небожителей. А у соседей – в главных прямая распорядительница той самой смерти. И какой смысл Зевсу прикрывать своего странного министра культуры мира и окрестностей колхоза Мир? Может проще его самого прикрыть для спокойствия? Оглянитесь на реалии мира и задумайтесь, что происходит?

Но нам же не жалко Аполлона? Мы смотрим его послужной список. И видим, что за непонятные прегрешения его заставили служить обитателям как раз таки Малой Азии. Стены Трои построены Посейдоном и Аполлоном. Один ломал камни, а другой – музыкой их доставлял к городу и музыкой же укладывал в стены. Запомним. Аполлон как то связан с Малой Азией.

А что за музыку он играл? Струнный инструмент, щипковый. Кифара. Видели лиру? Так вот, если к лире, в её основании, приделать резонатор – получится кифара. Рога как у лиры, но резонатор – как у гитары. Ну, не совсем гитара. Однако же это предок гитары. Помните, как в СССР, с удивлением смотрели на электрогитары западных музыкантов? Гриф, тело и какие то рога параллельные грифу? Потом выяснилось, что там и резонатора то не было. Гриф, струны и доска. Но форма доски как раз и напоминает нам о древнейшей форме гитары.

Чего бы ради нам думать про музыку? И при чём здесь возраст инструмента? Да при том, что источником перемены бытия человеческого рода были очаги цивилизации. В данном случае – так называемый «Загрос». Это – Междуречье Тигра и Евфрата. Оттуда пошли культурные растения. Культура, города, приручённые животные, многое, многое другое. Во времена силы и славы Загроса – Египет был ещё малонаселён. А предки греков и фригийцев вместе кочевали по причерноморским степям.

Они одновременно пришли на Балканы. Но греки пошли на юг, а фригийцы – на юго-восток. И там приняли наследие хеттов. А с ним и культуру и музыку и музыкальны инструменты. Кифара – изобретена во Фригии. Бог весть, сами ли они её сотворили, или творчески доработали наследие Загроса – хеттов. Но греки приняли её с Востока. Сам по себе музыкальный лад пришёл в дикие, варварские поселения греков оттуда же, из Фригии.

Когда археологи взялись за анализ взаимоотношений родственных народов, они удивились. Сложные, искусные и умные товары шли с востока на запад. И чем греки могли платить – не понятно. Или оливковое масло, или рабы. Продукты низшего технологического уровня. От каких причин фригийский царь должен был слушать фригийскую музыку на фригийском инструменте и восхищаться этим – вопрос остаётся открытым.

Впрочем – нас сейчас должна заинтересовать уже иная постановка вопроса. А собственно – кто таков этот самый Аполлон? Откуда, чем раньше занимался? Недурно бы привести список фригийских богов, но не судьба. Их было много и греки не сохранили для нас имена и функции таковых. Видим дебош некоего музыканта и ничего не можем сказать от имени потерпевших.

Но не всё потеряно. Нас выручает давно забытый чешский автор. Знакомьтесь – Берджих Грозный. Найдите его книги и читайте. Найдите книги о нём и насладитесь жизнеописанием великолепного человека и работы его ума. Это – как пудовая вишенка на килограммовом торте. Он прекрасен сам по себе.

Нам же, в разрезе статьи, он важен вскрытием хеттов и упоминанием некоего бога. Апулуна. Бог ворот. И странное дело, у Аполлона есть та же функция. Только вот Апулуна – бог хеттов. Получается, что  перед фригийским царём выкаблучивается с фригийским музыкальным инструментом и фригийской музыкой эмигрант? Тяжела, неэлегантна жизнь колбасоэмиграта? Чудны дела твои Господи!

Ндассс. А местные боги то – молчат! И Зевс молчит и пустой стоит камера предварительного заключения для особо буйных богов третьего разряда. Что то здесь, подумал Колобок, доедая лису.

Смотрим на Мидаса ещё разок. Что в нём нас пугает? Ослиные уши? Так не бывает. Враньё!

А если не враньё? Не понятно? Ладно, не бумагу тратим, не жалко. Интернет пространство – большое. Читаем, думаем. Делаем выводы. И главное – ни на секунду не верим автору, то есть мне. Ленивые могут идти читать ….Да хоть сказки демократов, хоть «Анжелику» - все книги. Сущностной разницы нет. Хотя, кое-что в деяниях мужа скандальной бабы можно откопать куда как интересное. Работайте, проверяйте. Или верьте всему и покупайте всё.

Ваше дело и Ваш выбор. Думать – не почётная обязанность и не тяжкая повинность. Право человека, который решил быть разумным. Или не быть им. Тут уже от автора ничего не зависит. Или думаете, или верите. Но если собираетесь верить, то нам не по пути. Закройте файл и забудьте о нём.

Плюнем на сказочные подробности и полезем в историю. Нет, ни пулемёта, ни ссылок я Вам не дам. Ножками, ножками, самостоятельно – в сеть и быстренько. Роем, проверяем. Я вот накопал, что Фригия имела и успехи, и большие проблемы и провалы. Соседей, могучую и грозную Ассирию гнули как хотели. Сугубо за счёт более правильной организации общества и государства. И побеждали и грабили.

А потом – Ассирия многому научилась у вчерашних победителей и взяла реванш. А нравы были не вегетарианские. То есть – фрукты овощи вполне кушали. Но кровушку лили ужасающим образом. У ассирийцев был престранный обычай – пленных не просто убивать, а приколачивать к стене. И хорошо, если стена была южной. Солнце помогало умереть быстрее. Но могли и к северной. Тогда умирание растягивалось на несколько часов, а может и дней. Террор – вот как это называлось. И вела Фригия во времена Мидаса войну с Ассирией и положение было скверное.

Вот здесь пора вспомнить про неприятности Мидаса с золотом. К чему ни прикоснётся – и сразу яблоко стало золотым. Неприятно. Невероятно! Бреди и сплетни. Ну а если посмотреть на ситуацию поближе? И на обстоятельства и на самую страну, Фригию. Там многое можно увидеть

Была во Фригии речка. Она есть и сейчас, но вот золотые россыпи там, скорее всего, давно исчерпаны. И было понимание у царя и у всех, что золото – штука полезная. Но жизнь оно заменить не может. Когда ассирийцы будут приколачивать тебя к стене крепости, вероятно даже твоими же кинжалами, золото будет уже не нужно. Размен денег на жизнь – вполне разумен. Поляки в Кремле имели порох и не имели в достатке свинца. Так отстреливались и жемчугом и мелкой медной монетой. Может анекдот, а может и нет. В любом случае – на последние монеты покупали люди оружие, нанимали воинов, уезжали от опасности.

Подозревать Мидаса в сверхскупости – мы оснований не имеем. Попробуем представить себе, как он мог использовать свои золотые запасы. Сделать оружие? Нанять воинов? Разумно. Но это уже сделано. Нужны меры экстраординарные. Здесь, сейчас, не просто золото, а сверхщедрость и демонстрация сверхбогатства. Глупо? Разберёмся в этом когда останемся в живых.

Итак? Враги неудержимы и нужны те последние сотни воинов, которые остановят самых продвинувшихся. Здесь, сейчас, немедленно. Так бывает, когда критично оказывается наличие в критический момент ещё немного, ещё чуть чуть. Помните у Шекспира? «Коня, коня, полцарства за коня!». Бывает и так. Итого? Критическая ситуация – вполне возможна. На то она и война.

Царь, он сам, всё подвластное ему вот здесь и вот сейчас – могут стать последним резервом. И как это использовать? Воины? Стража дворца и даже столицы? Уже на поле боя. Телохранители? Их мало. Только что бы не зарезали диверсанты врага во сне.

Но чу! Появилось чужое посольство. И там есть охрана и это сильные воины. Их не только можно, но и необходимо завербовать немедленно. Цена уже не важна. Возможно ли такое? Трудно сказать. Скорее скажем иначе. Не является невероятным.

Чем же поразить наёмников? Грудами злата-серебра? Можно. Но это во вкусе враваров-греков.  Цивилизованный царь цивилизованной страны может сделать поистине царский агитационный ролик. Ему нужны разве что мастера ювелиры.

Так получилось, что автор статьи имел случай полировать золото. Месяц, за малые деньги. Полировщик литья должен иметь отходы по весу не более одного процента от веса заготовок. Ничего особенного. По обрабатываемости золотые сплавы похожи на медные. Помягче, пожалуй, но не намного. Прочность? Да тоже близка к латуням -бронзам. Полированное – блестит красиво, но в общем – ничего особенного.

Там увидел и работу с «дутым золотом». То есть – перстень, кулон и прочее – делают из тонкого металла. В два слоя и спаивают по контуру. Не для обмана потребителя, а для облегчения его бытия. Оно и пустотелое то вести немало. Ну а если ещё и полнотелое – будет просто тяжёлая гайка на пальце или в ушах.

Так что автору не трудно представить заполошную круглосуточную работу царских ювелиров перед парадным приёмом посольства. Они делали копии яблок и прочих фруктов. Навряд ли их было много,  и работа кропотливая. Но это нужно было, может даже критически необходимо.

Царь сам подавал послам плоды своей земли. Подаёт, а они – золотые. Масса – такая же, как у настоящих, а кушать невозможно. Представляете впечатление? Царь не просто богат, он болен золотым проклятием! Приходите к нему, служите ему, ему золото не нужно, он за секунду налепит ещё тонны! Ну…если найдёт тыкву массой в интересующую вас тонну. И те же послы берут яблоки с того же блюда, а они – живые и съедобные.

Неприлично царю шута из себя строить. Но если ценой такого представления можно купить спасение государства, то сомнений быть не может. И петь будет и спляшет и клоуна из себя состроит. Царь отвечает за своих подданных перед  богами. Таково его служение. Кто послы? Скорее всего – те же самые греки.

Остались пустяки. Ослиные уши. Или совсем даже не пустяки. Во всяком случае, автор желает доказать, что это – совсем не сказка.

Видите ли, фригийцы – наследник хеттов. Читайте Берджиха, читайте о хеттах, проверяйте и не верьте ни единому слову. Или Вы – человек разумный, или же – помойное ведро для чужих и чуждых Вам логик, решений и приказов. Или думаете сами, или же подобно ливийцам и украинцам будете разрушать свой же дом. Думайте, или же уйдите отсюда!

Но про хеттов нам известно немного. Могучее царство, нередко успешный соперник Египта…..пожалуй что и всё.

Нет. Не всё. Однажды они схлестнулись с Египтом настолько тяжко, что обе страны не могли победить. И приняли решение о примирении. И стали ужасом окружающих. Невоющие между собой, нередко даже и союзники в войне – они сокрушил всех. И вот в этом союзе и можно и нужно увидеть корень сказки. Греки то знали суть дела. Да нам сообщение оставить забыли.

Видите ли, союз – это серьёзно. Союзники дают помощь если не во всём, то во многом. И даже в допущении к богам своего пантеона. В данном случае – решение проблемы простое и даже изящное. Главой богов Хеттов был бог Грозы. Имя его нам не важно, а вот должность – весьма полезна. Некий аналог Перуна или Зевса.

Так вот, фригийцам не было нужды истреблять предшественников. Они обошлись с хеттами весьма уважительно. Совсем не так, как поляки с малороссами. И есть основания полагать, что даже и боги хеттов заняли своё и уважаемое место среди общего уже пантеона.

Вот что меня смущало – откуда здесь осёл? Может это следы почитания в Малой Азии зайца? Но поиски среди богов грозы дали простой и убедительный ответ именно с ослом.

Фригийцы несли поражение за поражением. Ассирийцы накатывались ужасом смерти. По стране скакали дикие орды киммерийцев. Крах – вот что стучало в двери домов и ворота дворцов. Искать поддержки нужно было уже где угодно.

И требование поддержки к ранее не терпевшему поражений богу грозы и войны здесь вполне оправдано. А то, что бог – наследие союза хеттов с Египтом? Что же, нужна победа, а там уже разберёмся, кто прав и кто виноват. Мидас носил маску бога войны и грозы. Но не фригийского, не хеттского, а египетского. Звали бога СЕТ. И в Египте он изображался в виде стройного мужчины с головой ОСЛА. Точка! Не клеветали греки на царя. Они его таким видели!

А почему высокая шапка? Да потому, что фригийцы – индоевропейцы. И у индоевропейцев высокое общественное положение человека обязывало его носить именно высокий головной убор. Смотрите на реконструкцию «золотого человека», найденного в могильнике в Казахстане. Смотрите на фотографии из Пазырыкских курганов. Смотрите на прорисовки с Бехистунской скалы, где изображён царь скифов. И везде шапки по 80-90 сантиметров. Русские бояре перед ними – дети малые.

Высокая шапка поверх скальпа с ослиной головы? А кто то смотрел на изображения головных уборов египетских богов? Там и по три слоя в одной короне умещаются.

А что за скандал с музыкой? И чего горячился Аполлон-Колбасоэмигрант? Да всё просто. Мидас звал посольство, как последний шанс договориться о военной помощи. А кто прибыл? Курбский от поляков к царю Ивану Грозному? А за Курбским – девять баб. И половина беременных? Красотища!

Мы можем даже реконструировать речь Мидаса. Ему был нужен Арес. Бог войны и с ним – десять тысяч воинов. А у Ареса – взвод музыкантов. Духовые, ударные. Трубы и барабаны. Такие, что бы их услышали за два километра среди грохота битвы. И царь был готов им платить, платить щедро. А кто прибыл? Предводитель женского отделения? Можете себе только представить. Куда и какими словами послал несчастный царь такого завклубом.

Вот теперь и думайте, что есть хорошо и что плохо. Автор только что из полнейшей белиберды, из мифа, из сказки, на ровном месте, сделал Вам вполне вменяемый отчёт о гибели Фригии и клевете греков на конкурентов. Можно ли добавить в этом стиле? Да без проблем!

А Вам осталось подумать. Хорошо ли это? Когда из сказки вдруг выползает кровавая драма? Когда три тысячи лет люди смотрят на отчёт о падении царства и видят – анекдоты? А умеете ли Вы читать и думать?

Думайте господа, работайте извилинами. Иначе  - это сделают за Вас, вместо Вас и совсем не в ваших интересах.