Итак, смотрите.
То, что вы попробовали сделать – на самом деле реальный вынос мозга. Я предложила вам на первый взгляд простую, но на самом деле очень глубинную вещь. Я предложила вам переступить за сам принцип (!) работы мозга. Ведь я в самом начале ещё обратила внимание на то, как этот орган функционирует: он отделяет нечто от другого нечта, для того чтобы это нечто как-то определить. Он так работает! Он так живёт. Он так устроен. Он по сути своей есть разделяющий. А что предлагаю я? Отказаться от этого разделения.
И скорее всего, предложенное мной упражнение у вас не получилось. Потому что мозг, когда ему говорят – а ну-ка, давай-ка, работай не так, как ты умеешь, а совсемвообщенаоборотподругому! – естественно, возмущается и начинает сопротивляться. Он тут же даёт некие подсказки: так некомфортно (а кто сказал, что должно быть комфортно?), так не лучше, чем было (а кто сказал, что должно быть лучше?), так вообще неправильно, потому что противоречит самим основам мировосприятия, заложенным в нас с молоком матери. И это нормально. Ибо любой нормальный механизм, если он настроен, например, только на то, чтобы крутиться вправо, а мы пытаемся раскрутить его влево – будет сопротивляться.
Оценочность – одна из черт разделяющего мышления. Отнести это к «хорошо», а это к «плохо», это к «принимаю», а это к «непринимаю». Отделить «плохое» от очень плохого «хорошего», «правильное» от «неправильного». А мы попробовали эти критерии убрать! Вообще! Совсем!
Представляете, как тут мозгу не закипеть? На его основы ж покусились.
Когда человек пробует подобное упражнение впервые, как правило, возникает сопротивление. Ещё может сносить в сон – это такое своеобразное бегство ума.
Если у вас есть желание, можете повторить опыт, но уже более осознанно: отслеживайте, когда и каким образом возникает сопротивление мозгов (опять же, не оценивайте, что ой как плохо, сопротивление началось! А просто отмечайте: ну да, вот, началось). Скорее всего, оно будет возникать. Ну или не будет – тогда тоже просто отмечайте, что ага, не сопротивляется.
Можете попрактиковать ещё наблюдение. Тут ничего не надо делать вообще. Минут 15 (ну или сколько вам комфортно) вы просто наблюдаете окружающий пейзаж. А потом переключаетесь с пейзажа на горизонт. Или на облака в небе. И наблюдаете как бы сквозь этот пейзаж более далёкие горизонты. И ещё послушать можно. Опять же минут 15 – закрыть глаза и просто слушать. Все звуки, долетающие до вас. Не оценивая их, просто отмечая. А потом через эти звуки – послушайте тишину.