Многие философы и пророки убеждали: сначала надо умереть, а уж потом станет возможной жизнь.
Подумайте о том, что вы умрёте. Вас не будет. Вы просто исчезнете. И это неизбежно.
Как чувствуете себя после такого? На самом деле чем чаще вы думаете о смерти, тем лучше для психики.
Я есть, но меня нет. (Фото Loozrboy.)
Многие брались за решение вопроса, есть ли что-то такое в жизни, что не отменялось бы, не разрушалось бы осознанием смерти (как тут не вспомнить Андрея Болконского!). На первый взгляд, совершенно очевидно, что отсутствие посмертного существования лишает смысла абсолютно всё, ведь в любой момент это всё может исчезнуть. В конечном счёте я не более значителен, чем ящерица или картофель. Разве мысль об этом не ведёт к депрессии и апатии?
Невозможно узнать, что чувствуешь, когда умираешь, и это тоже пугает. Вы только представьте: у нас есть желание жить, но в то же время мы знаем, что всех ждёт один конец, причём совершенно непонятно, каким он будет. Пожалуй, неизвестность — самое страшное, что есть в смерти.
Как ни странно, у смерти можно найти и светлую сторону. Психолог Джеймс Пеннебейкер из Техасского университета (США) провёл любопытное исследование: под его присмотром добровольцы в течение нескольких недель и даже месяцев писали сочинения на самые эмоциональные и тревожные темы. И учёный пришёл к выводу, что это упражнение положительно сказывается на уме и психике. Конечно, далеко не всем было легко сесть и написать о том, о чём обычно стараешься не думать, но почти все испытуемые согласились, что заняться этим стоило.
Десятки экономических и психологических исследований показали, что, когда вам кажется, будто чего-то не хватает, ценность этого чего-то возрастает (в том числе времени). Письма о смерти, особенно когда вы их пишете себе постоянно, заставляют вас концентрировать внимание на конечности жизни, то есть на том, что считается само собой разумеющимся и о чём мы стараемся не думать. Теоретически это должно заставить нас больше ценить жизнь и наслаждаться ею.
Психолог Ирвин Ялом, специалист по экзистенциальным проблемам, тоже писал о том, что глубокие размышления о смерти положительно отражаются на психике. Он утверждал, что люди, принимающие факт собственной смертности или находящиеся под угрозой смерти, живут более «подлинной» жизнью, то есть сознательнее выстраивают систему ценностей и чаще поступают в соответствии с ней.
Сочинения о смерти и других вещах, вызывающих отвращение, читал и Натан Хефлик из Кентского университета (Великобритания). Некоторые участники эксперимента, впрочем, ничего не писали, но ежедневно в течение недели отвечали на конкретные вопросы (например: «Если бы вы узнали, что вам предстоит скоро умереть, что вы почувствовали бы и как это повлияло бы на вас в целом?»).
Затем добровольцы проходили тесты на оценку степени положительных и отрицательных эмоций, психологического самочувствия и того, насколько их поведение (по мнению участников) мотивировано внутренними побуждениями, то есть насколько оно автономно, какую роль в поведении играет внешнее давление.
И вновь оказалось, что положительный психологический эффект есть. Определённо, те подопытные, которые на протяжении недели ежедневно писали сочинения о смерти, сообщали о более низком уровне депрессии, пребывали в лучшем настроении, у них повысилась самооценка и выросла внутренняя мотивация.
Есть также предварительные данные о том, что письма о смерти заставляют вас лучше относиться к людям: легче прощать их, реже вредить им, чаще идти на уступки. Стоит заметить, что обычно этот результат замечался у людей с умеренным уровнем депрессивных признаков (значительно ниже клинического). Вероятно, больше остальных выгоду из глубоких размышлений о собственной смертности извлекают для себя люди, пребывающие в несколько подавленном состоянии.
Мартин Хайдеггер писал, что осознание смерти («ничто») учит нас ценить вещи такими, какие они есть («так-бытие»), и не волноваться по поводу того, каковы вещи. Философская интуиция, как видим, получила экспериментальное подтверждение.
Ссылка