ЖЕНЕВА, 27 сентября. /Корр. ИТАР-ТАСС Илья Дмитрячев/. "Айзелуортская Мона Лиза", хранившаяся последние 40 лет в сейфе швейцарского банка – более ранняя копия всемирного известного полотна, выставленного в парижском Лувре, и также принадлежит кисти Леонардо да Винчи. С таким заявлением выступила сегодня здесь на пресс-конференции группа экспертов из некоммерческой организации "Фонд Моны Лизы", которым принадлежит полотно. В качестве доказательства они привели сегодня результаты продлившихся 35 лет исследований и научных анализов, которые на их взгляд не оставляют сомнения – у "Джоконды" есть "старшая сестра".
Сравнение двух картин, заявили сегодня эксперты, доказывает, что, несмотря на небольшие различия в двух полотнах – представленная сегодня "Мона Лиза" выполнена на холсте, а не на дереве и немного больше по размеру, оба они "были выполнены одним и тем же художником, и ни одна из них не является копией другой".
С точки зрения математики эксперты объясняют принадлежность полотна кисти Леонардо тем, что она выполнена в строгом соответствии с принципом гармонии, так называемого золотого сечения, которого художник, сильно увлекавшийся геометрией, последовательно придерживался в своем творчестве. Помимо этого, эксперты, проводившие исследования по запросу "Фонда Моны Лизы", подтвердили, что полотно написано левшой, а именно им и был гений Возрождения.
Многочисленные изучения картины, в том числе при помощи ультрафиолетового, инфракрасного излучения, рентгена, доказывают, что картина была создана в начале XVI века.
Приводя доказательства того, что "Айзелуортская Мона Лиза" не могла быть копией произведения из Лувра, эксперты говорят о том, что у сидящей на портрете девушки другое положение тела – она чуть больше наклонена вперед и изображена с немного другого угла. Помимо этого Лиза Герардини, а именно эту жительницу Флоренции, как полагают, изобразил маэстро, на представленном сегодня холсте моложе, чем девушка на одной из самых известных картин в мире. Причем возраст отличается на 11-12 лет, что практически точно соответствует предположительным годам создания двух шедевров – 1503 и 1517 года.
В "Фонде Моны Лизы" готовы к тому, что многие эксперты скептично отнесутся к сегодняшней новости. "Некоторые эксперты сомневаются /в подлинности картины/, хотя никогда ее не видели, другие мало знают о полотне как таковом. Мы рады вступить в здоровый спор с академическими кругами, и сегодняшняя презентация служит стартом для этой дискуссии", - говорится в распространенном Фондом заявлении.
"Мы начали некое противостояние с экспертами, которые теперь смогут увидеть эту картину. Важно, что сегодня мы впервые представили эту картину и теперь многие получат возможность увидеть ее", - заявил сегодня здесь Алессандро Веццози, директор Музея Леонардо, расположенного на родине великого художника в итальянском городке Винчи.
Фонд не исключает, что в будущем картина будет выставлена в музее или "в другом подобном учреждении". "Она не продается и у нее не может быть другой судьбы, кроме как быть выставленной на всеобщее обозрение. Она должна быть всегда доступна для ценителей искусства", - сказал президент Фонда Маркус Фрей.
"Айзелуортская Мона Лиза" известна историкам искусства уже почти 100 лет. В 1914 году картина была куплена английским художником и критиком Хью Блейкером, который жил в лондонском районе Айзелуорт, по имени которого она получила свое название. В 1964 году полотно было приобретено американским коллекционером Генри Пулитцером, который заявил о том, что речь идет о шедевре Леонардо. Спустя несколько лет после его смерти картина перешла в руки консорциума из несколько коллекционеров.
"Мона Лиза" в Лувре
Ссылка