В последние годы бумажная пресса уступает интернет-СМИ все больше позиций: тиражи журналов и газет падают, а дороговизна «бумаги» делает ее все менее привлекательной в глазах инвесторов по сравнению с онлайн-периодикой. В поисках выхода бумажные издания начинают осваивать современные технологии — чтобы по крайней мере отбиться от претензий в архаичности. В конце апреля американская газета The New York Times представила собственное приложение для очков Google Glass — оно будет вслух зачитывать статьи пользователю. Другие печатные СМИ в попытке сохранить читателя прибегают к технологиям «дополненной реальности», «цифровых водяных знаков» и «видео на бумаге».
Собственно, о приложении The New York Times для Google Glass известно пока очень мало. Газета стала первым СМИ, договорившимся о сотрудничестве с Google и их «компьютером будущего», и вообще одной из первых компаний, работающих в этом направлении. Кроме нее, приложения разрабатываются, в частности, под почту Gmail, блокнот Evernote, сервис для обмена рисунками Skitch и клиент социальной сети Path. Интересно также, что The New York Times стало первым приложением для Google Glass, разработанным сторонним производителем, а не самой компанией Google.
Пользователи Google Glass (для тестирования компания продала уже около тысячи пар очков разработчикам) могут установить газетное приложение, предоставив ему доступ к своему аккаунту в Google. Новостное приложение будет составлять для пользователя повестку дня, отбирая главные события и оповещая его об экстренных новостях. Анонс материала с кратким описанием будет выводиться на экран очков — кивком головы пользователь Google Glass может попросить зачитать ему любую статью вслух.
Похожий прием использовался и в журнале развлечений Entertainment Weekly: в 2012 году телевизионная сеть The CW разместила в издании свою рекламу в виде жидкокристаллического экрана. В режиме реального времени на экран выводился поток Twitter-сообщений о новых сериалах компании и показывались ролики о теленовеллах. Журналисты из Mashable вскрыли страницу с экраном и выяснили, что в нее вшита системная плата устаревшего смартфона, подключенного к 3G, и батарейка. Сотрудникам портала о технологиях удалось даже войти в меню этого телефона и сделать с него звонок.
Впрочем, новым в идее телесети The CW, по сути, можно назвать только внедрение в журнал потока твитов — сама технология «видео на бумаге» (Video-In-Print) используется в США уже на протяжении нескольких лет. А задал тренд все тот же журнал Entertainment Weekly — в 2009 году телекомпания CBS вместе с производителем напитков Pepsi разместила в нем специальную рекламную вкладку. С видеоэкрана, встроенного в страницу, к читателю обращались герои телесериала «Теория Большого взрыва». Инновационная реклама Pepsi и CBS получила затем гран-при Каннских львов в категории Print.
В Россию технология Video-In-Print пришла в ноябре 2010-го, когда в журнале Vogue появился рекламный ролик Martini Gold. Через некоторое время видеореклама появилась и в журнале Playboy, однако в целом эта дорогая технология (впрочем, стоимость ее берет на себя рекламодатель) в российских медиа пока не прижилась.
Хотя в основном Video-In-Print по-прежнему используется в рекламе, развитие технологий позволило журналам начать использовать видео и в качестве дополнения к контенту. Так, спортивный журнал Sports Illustrated в 2012 году для презентации собственных видеоматериалов применил технологию «цифровых водяных знаков» («digital watermarking»). Принцип ее работы похож на QR-коды — с той разницей, что «водяные знаки» на странице журнала невидимы, в отличие от бросающихся в глаза черно-белых QR-квадратов. Установив необходимое приложение, читатель Sports Illustrated мог навести камеру своего смартфона, к примеру, на изображение американского футболиста на специально отмеченной странице и посмотреть видео с фотосессии. Тот же прием был использован в журнале и для рекламы новой Toyota — на видео молодой человек рассказывал о преимуществах автомобиля.
Технологию «цифровых водяных знаков» издатели журнала впервые применили в специальном выпуске — Sports Illustrated Swimsuit Edition. Правда, вместо спортсмена читатель мог посмотреть видео с моделями в купальниках.
Еще одним популярным нововведением для журналов с крупными рекламными секциями стала очередная итерация «магазина на диване» — возможность совершать покупки одним нажатием кнопки. Для этого достаточно скачать специальное приложение и навести камеру смартфона на изображение нужного товара в издании. В 2011 году, например, такой номер выпустил журнал о товарах для дома AHAlife
В ноябре 2012-го свою интерактивную версию с онлайн-покупками представил и американский мужской журнал Esquire. Приложение, разработанное компанией Netpage, также позволяло пользователю сохранять статьи и фотографии в своем телефоне и делиться понравившимся контентом, не заходя на сайт журнала. Фактически Esquire представил один из наиболее удобных вариантов интеграции печатных и онлайн-СМИ, проложив таким образом путь для выживания бумажной прессы.
Журнал Esquire, впрочем, всегда отличался особенным вниманием к техническим новинкам. Так, еще в 2008 году издание представило обложку с использованием электронных чернил — на ней появлялись и исчезали слова «21 век начинается сейчас». Внутри эта же технология «двигала» машины на рекламных полосах.
В 2009 году Esquire представил номер с еще одной популярной технологией — «дополненной реальности» («augmented reality»). Поднеся журнал к камере компьютера, читатель мог увидеть «ожившего» Роберта Дауни-младшего — он проводил виртуальную экскурсию по инновационному выпуску. Внутри журнала голливудские актеры, в том числе Джереми Реннер и Майкл Стулбарг, в оригинально придуманной секции моды меняли одежду в зависимости от погодных условий, а актриса Джиллиан Джейкобс из сериала «Community» в одной из самых знаменитых рубрик Esquire рассказывала анекдот.
Технологию «дополненной реальности» использовали и другие печатные СМИ. Немецкая газета Sueddeutsche Zeitung в 2010 году использовала ее в выпуске своего журнального приложения. В «дополненной реальности» актриса на обложке журнала начинала двигаться и улыбаться, а внутри номера победительница Евровидения-2010 Лена Майер-Ландрут начинала «говорить» как персонажи комиксов. В одном из материалов, посвященных тому, как баварцы относятся к заявке Германии на Олимпиаду-2018, местный фермер смотрел на свое поле — при попадании в «дополненную реальность» то же самое поле становилось автомобильной парковкой.
В апреле 2013 года британская The Independent стала первой в мире газетой, прибегнувшей к «дополненной реальности», доказав таким образом, что эта технология не является прерогативой одних только глянцевых журналов. Читатели, установившие на свои смартфоны приложение Blippar, получали доступ к дополнительным материалам — например, к фотогалереям, последним новостям по темам номера и форуму, где они могли прокомментировать тот или иной материал. Как отмечается в описании проекта, Independent+ помогает «навести мосты между новостями на бумаге и в интернете».
Несмотря на растущую популярность современных технологий в бумажной прессе, далеко не все издания могут позволить себе такие эксперименты из-за их дороговизны. Впрочем, и те, что могут себе это позволить, как правило, выпускают подобные интерактивные проекты ограниченным тиражом. Однако стремление различных газет и журналов разнообразить свой контент, сделав его более привлекательным и удобным для читателя, безусловно, показывает, что бумажная пресса пока не готова смириться с прогнозами о ее скорой смерти и намерена бороться за свои права.
Ссылка