Великая китайская стена
показать на карте
Великая китайская стена Великая китайская стена — крупнейший памятник архитектуры. Проходит по северному Китаю на протяжении 8851,8 км (с учётом ответвлений), а на участке Бадалин проходит в непосредственной близости от Пекина.
Строительство первой стены началось в III веке до н. э. во время правления императора Цинь Ши-хуанди (династия Цинь), в период Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.) для защиты государства от набегов кочевого народа хунну. В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны, то есть около миллиона человек. Длина стены со всеми ответвлениями составляет 8 тысяч 851 километр и 800 метров. Длина же самой стены от края до края — две тысячи пятьсот километров.
Стена должна была служить крайней северной линией возможной экспансии самих китайцев, она должна была предохранять подданных «Срединной империи» от перехода к полукочевому образу жизни, от слияния с варварами. Стена должна была чётко зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи, только что составленной из ряда завоёванных царств.
В период правления династии Хань (206 г. до н. э. — 220 н. э.) Стена была расширена на запад до Дуньхуана. Также была сооружена линия сторожевых башен, уходившая вглубь пустыни, для защиты торговых караванов от набегов кочевников. Те участки Великой Стены, которые сохранились до нашего времени, были построены, в основном, при династии Мин (1368—1644). В эту эпоху основными строительными материалами были кирпич и каменные блоки, делавшие конструкцию более надёжной. За время правления Мин Стена протянулась с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского залива Жёлтого моря до заставы Юймэньгуань на стыке современных провинций Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района.
Манчжурская династия Цин (1644—1911), преодолев Стену с помощью предательства У Саньгуя, отнеслась к Стене с пренебрежением. За три века правления Цин Великая стена почти разрушилась под воздействием времени. Лишь небольшой её участок около Пекина — Бадалин — поддерживался в порядке — он служил своего рода «воротами в столицу». В 1899 году американские газеты пустили слух о том, что стена будет и вовсе снесена, а на её месте построено шоссе.
В 1984 году по инициативе Дэн Сяопина стартовала программа по реставрации Великой Китайской стены, финансируемая из средств китайских и зарубежных компаний, а также частных лиц.
2
Змиевы валы
показать на карте
Змиевы валы — народное название древних (предположительно со II в до н. э. по VII в н. э.) оборонительных валов по берегам притоков Днепра южнее Киева. Их остатки сохранились и сегодня по рекам Вить, Красная, Стугна, Трубеж, Сула, Рось и др. Валы по времени создания соответствуют Зарубенецкой, Черняховской и Пеньковской археологическим культурам.
Название «Змиев вал» происходит от народных легенд о древнерусских богатырях, усмиривших и запрягших Змия (аллегория образа грозных кочевников, зла и насилия) в гигантский плуг, которым пропахали ров-борозду, обозначившую пределы страны. По другой версии, Змиевы валы названы по своей характерной змеевидной конфигурации расположения на местности.
Разнообразные анализы валов, произведенные в 1974-1975 и 1983 годах, дают «разброс» от VII до н.э. и до XIV веков н. э.; а исследования, проведенные в 1981-1982 годах, указывают на то, что насыпи сооружались... с XXIV века до н. э. по II век н.э. Существуют разные теории возникновения вала.
Укрепление представляло собой искусственно созданные земляные валы, дополнявшиеся рвами. Отдельные их участки состояли из нескольких укрепленных линий, представлявших в совокупности значительные по масштабам строительства и протяженности сооружения. Общая протяженность валов составляла около 1 тыс. км. Создавались они, как правило, уступом в сторону степи, фронтом на юг и юго-восток и образовывали единую систему противоконных заграждений, достигавших 10—12 м в высоту при ширине основания в 20 м. Часто валы усиливались на верхних площадках деревянным частоколом (иногда стенами) с бойницами и сторожевыми вышками. Протяженность отдельных валов составляла от 1 до 150 км. Для прочности в валы закладывались деревянные конструкции. У подножий валов, обращенных в сторону врага, рылись рвы.
Выявлено около десятка различных конструкций «змиевых валов», в зависимости от характеристик грунта, рельефа и гидрографии местности. Отдельные участки валов состояли из нескольких линий укрепленных валов и рвов с эшелонированием на глубину свыше 200 км. Позади валов во многих местах найдены признаки городищ и укреплений, служивших для размещения войсковых формирований. На направлениях вероятного движения противника у валов выставлялись стражники, которые в случае опасности разжигали дымные костры, являющиеся сигналом для сбора на угрожаемом направлении подкрепления для отражения нападения врага.
3
Траяновы валы
показать на карте
Траяновы валы — название систем древних валов на Украине, в Молдавии и Румынии. Сооружение их часто связывают с деятельностью римского императора Марка Ульпия Траяна в Дакии.
Траяновы валы на карте истории Бессарабии Александра Вельтмана, 1827 год (обозначены цветом)
В Бессарабии выделяют две линии валов: Нижний Траянов вал и Верхний Траянов вал.
Нижний Траянов вал — расположен на территории Молдавии и Украины. Начинается в Вулканешском районе Молдавии и доходит до озера Сасык, Одесская область, Украина.
Верхний Траянов вал — начинается возле города Бендеры (Молдавия) и тянется к реке Прут к современному молдавскому городу Леова.
Археологические исследования одного из участков вала на территории Молдавии свидетельствуют о том, что вал был насыпан римлянами приблизительно на рубеже I—II веков н. э. Также обнаружено, что в III—IV веках вал использовался для обороны от римлян, при этом ров, выкопанный с северной стороны, был засыпан, а с южной — выкопан новый.
Раскопки Верхнего Траянова вала велись в 1991 году на участке между селами Градище-Селемет, молдавским археологом А. Рошка. Всего было сделано 15 срезов вала. Материалов, которые можно было бы использовать для датировки вала, не обнаружено. Рва с южной стороны не было. Единственное, что можно с точностью аргументировать, — это то, что Верхний Траянов вал имел антикавалерийскую конструкцию и был возведён с целью обеспечения безопасности 2 кампании Траяна от набегов сарматских племен, тогдашних союзников даков.
Траяновы валы Поднестровья — система валов, которые находятся между городами Тернополь и Каменец-Подольский. Имеют прерывистый характер. Состоят из двух эшелонов центральной цепи и хаотически разбросанных валов (отдельные из них находятся даже на Буковине).
Траяновы валы на территории Румынии представляют собой укреплённую линию длиной около 60 километров, она пересекает перешеек между Дунаем и Чёрным морем возле городов Чорнавода и Констанца и состоит из трёх валов — двух земляных и одного каменного. Высота валов ныне на разных участках колеблется от 3 до 6 метров. Два земляных вала находятся севернее, а южный, каменный вал, по разным оценкам является древнейшим.
4
Вал Адриана
показать на карте
Вал Адриана («Стена Адриана») — оборонительное укрепление длиною 120 км, построенное римлянами при императоре Адриане в 122—126 гг. для предотвращения набегов пиктов и бригантов с севера. Пересекает северную Англию от Ирландского (залив Солуэй-Ферт) до Северного (крепость Сигидунум (Segedunum) у реки Тайн) морей у границы с Шотландией. Наиболее выдающийся памятник античности в Великобритании.
После того как был построен вал Антонина, за Адриановым валом никто не следил, и он постепенно разрушался. Но в 208 году император Север приказал оставить Антонинов вал и укрепить вал Адриана, установив по нему границу римских владений. Пикты несколько раз пробивали в валу проходы, и римляне в конце концов в 385 году оставили его разрушаться. В настоящее время неплохо сохранившиеся развалины фортов ещё можно видеть в Нортумберленде около Хаусстедса, Грейт-Честерса и Виндоланды.
Вал был построен из камня и торфа в самом узком месте острова (от современного Карлайла до Ньюкасла). Длина — 117 км, ширина — 3 м, высота — 5-6 м. На востоке это была каменная стена, на западе — дерновый вал. По всей длине вала через определенные промежутки стояли наблюдательные башни, а за ними располагалось 16 фортов, с обеих сторон шли рвы. Восточный участок вала был каменным (облицованная тесаными каменными блоками стена из бутового камня толщиной 2,4 и высотой 6 м), западный — земляным (вал толщиной 6 м у основания и высотой ок. 3,5 м). С северной стороны вала (там, где не было естественных откосов) на расстоянии 6 м от него был выкопан ров глубиной ок. 8 м. Первым делом через неравные интервалы в стратегически важных точках было выстроено 16 крупных фортов. Здесь в валу были сделаны проходы, и здесь же размещалась большая часть гарнизона. Между ними через каждые 1300 м были возведены башни меньшего размера, а через промежутки ок. 500 м — вышки с лестницами, служившие убежищем от непогоды и для сигнализации. С южной стороны вдоль вала проходила военная дорога. Вал предназначался исключительно для караульной службы. Это сооружение, потребовавшее большого инженерного искусства и труда, было построено за 5 лет, причем почти все работы выполнили солдаты трех римских легионов, постоянно размещавшихся в Британии. Найдено много вделанных в стену надписей, из которых видно, что строительство велось по небольшим участкам, распределенным между воинскими частями. Подсчитано, что при устройстве одного только рва потребовалось переместить ок. 2 млн. м³ земли и камня.
Наиболее известным из укреплений располагавшихся вдоль стены является каструм Верковициум (Vercovicium) сейчас известный как Римская крепость Хаузестедс (Housesteads).
5
Верхнегерманско-ретийский лимес
показать на карте
Верхнегерманско-ретийский лимес представлял собой отрезок границы Римской империи в виде оборонительных сооружений протяжённостью в 550 км, проходивший между Рейном и Дунаем. Он брал своё начало возле городка Рейнброль и заканчивался возле берега Дуная. В 2005 г. руины лимеса были включены ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия человечества.
Лимес служил Римской империи как защитное сооружение и как средство таможенного контроля. На проходных пунктах велась торговля с «внешним миром».
6
Даневирке
показать на карте
Даневирке — система датских укреплений на земле Шлезвиг-Гольштейн (Северная Германия). Даневирке является важным оборонительным сооружением, построенным через Ютландский полуостров в Эпоху викингов. Длина сооружения около 30 км, высота колеблется от 3,6 до 6 метров. Даневирке проходит от болот на западе полуострова до города Шлезвиг, неподалёку от бухты Шлей, где находился торговый центр викингов Хедебю. Другая часть стены, между Шлеем и Эккернфёрде защищала полуостров Швансен.
Согласно письменным источникам, работа над Даневирке была начата датским королём Гудфредом в 808 году. Опасаясь вторжения франков, к тому времени уже завоевавших народы Фризии и Старой Саксонии, Гудфред начал работу над огромным сооружением для защиты своей земли, отделяя Ютландский полуостров от северных границ империи франков. Археологические раскопки 1969-75 годов, проведенные при помощи дендрохронологии показали, что основная структура Даневирке была построена в три этапа в период с 737 по 968 гг. нашей эры.
В девятнадцатом веке во время длительной политической и военной борьбы между датчанами и немцами за обладание Шлезвигом, Даневирке служил мощным символом датского национализма. В частности, он был символом датских исторических претензий на всю эту территорию, — хотя на протяжении веков с момента его строительства языковые границы постепенно перешли на север, так что в девятнадцатом веке территории к северу от Фленсбурга, а также к югу от Даневирке были преимущественно немецкоязычными.
Последний раз Даневирке использовался в военных целях во время Второй войны за Шлезвиг в 1864 году. В связи с вышеупомянутым символизмом сооружения общественное мнение в Дании ожидало предстоящий бой именно здесь. Хотя битва и не состоялась именно там, несколько ранних стычек произошло к югу от сооружения. К марту 1864 года датская армия (38 тысяч человек, 277 орудий) под командованием генерал-лейтенанта К. де Меца отступила через Фленсбург на укрепленные позиции в районе города Дюббель. Другая часть датской армии отошла на север Ютландии, где засела в крепости Фредерисия. В марте прусско-австрийские войска осадили крепость, а 18 апреля разгромили датчан у Дюббеля. 29 апреля датские войска вынуждены были оставить Фредерисию и эвакуироваться на острова Альс и Фюн. Новости об отступлении стали большим шоком для датского общественного мнения, для датчан Даневирке считалась неприступной, генерал де Меца был немедленно отстранен от командования.
7
Вал Чингисхана
показать на карте
Вал Чингисхана - древнее фортификационное сооружение, состоящее из вала, рва и системы городищ, протянувшееся на 700 км по территориям Монголии, России и Китая. Современная высота вала составляет до 1,5 метров, ширина — до 15 метров. С северной стороны сохранились следы рва, что указывает на направление линии обороны. По территории России проходит в районе пгт. Забайкальск, рудника Абагайтуй и села Кайлайстуй. Вал связывает 9 городищ, которые расположены на расстоянии 15 — 30 км. По китайской стороне вал следует параллельно реке Аргунь.
1735 году описан Герхардом Миллером, который определил его как границу между различными народами. Миллер отмечал, что тунгусы и монголы именуют его Керим (так же они называли Китайскую стену и другие укрепления). Во второй половине 1920-х годов вал изучался Владимиром Кормазовым, в 1930-х годах — Владимиром Поносовым, который впервые определил вал как пограничный рубеж эпохи киданей (империя Ляо). С 1970-х годов маньчжурский участок вала с городищами изучается китайскими исследователями. Сопоставляя археологические данные со сведениями исторических источников, они пришли к выводу, что создание фортификационных сооружений связано с обороной северо-западных пределов империи киданей от нападений племен угу, юйцзюэ, шивэй и северных цзубу. Необходимость в этом созрела во времена правления императоров Шэн-цзуна и Син-цзуна.
8
Большая засечная черта
показать на карте
Засечная черта — система оборонительных сооружений, применявшаяся с XIII века и получившая особое развитие в XVI—XVII веках на южных границах Русского государства для защиты от нашествия монголо-татарских и крымских войск, а также в качестве опоры при наступлении на противника. Наиболее мощной фортификационной линией являлась «Большая засечная черта», которая входила в общую систему обороны Русского государства и состояла из укреплённых городов-крепостей (в 1630 году их насчитывалось свыше сорока), собственно засечной черты в полосе между Мещёрскими и Брянскими лесами, тыловой линии по течению реки Оки, поселений сторожевой казачьей службы.
Засеки представляли собой заграждение, устраиваемые из деревьев средних и более размеров, поваленных крест-накрест вершинами в сторону противника. Помимо своей простоты и быстроты устроения, такие засеки являлись труднопреодолимым и трудноуничтожаемыми препятствием для наступающих отрядов.
В 1520-30-ых годах по Оке стала создаваться оборонительная линия, включавшая города-крепости Козельск, Калуга, Серпухов, Коломна, Муром, Нижний Новгород и другие. Южнее возводилась передовая линия, связывающая города Новгород-Северский, Путивль, Мценск, Пронск. На основе этих линий возникла «Большая Засечная черта». Строительство «Большой засечной черты» Русского государства было закончено в 1566 году. В том же году Иван Грозный проверял её готовность в районе Козельска, Белёва, Болхова и в других местах. Засечная черта состояла из отдельных участков — засек. Оборонительные сооружения создавались из лесных завалов-засек, чередовавшихся с частиками (частоколами), надолбами, земляными валами и рвами в безлесных промежутках. Глубина полосы засек местами достигала 20—30 км. Для засечной черты использовались также местные естественные препятствия: реки, озёра, болота, овраги. На лесных дорогах ставились укрепления-крепостцы, башни, которые были вооружены пушками. Здесь же селились и ратные люди. Оборона засек возлагалась на пограничную засечную стражу, состоявшую из жителей окрестных селений, собираемых по 1 человеку на 20 дворов. Эту задачу она решала совместно с гарнизонами городов-крепостей (насчитывали в каждом от нескольких сотен до 1,5 тысяч человек). Засечная стража была вооружена топорами, пищалями, от казны получала по 2 фунта пороха и столько же свинца. Засечная стража (ополчение) насчитывала во второй половине XVI века до 35 тысяч ратных людей. Они охраняли черту «станицами» (отрядами), высылавшими от себя «сторожей» (разъезды), которые наблюдали за обширным районом перед засечной чертой. Засеками ведали засечные приказчики, воеводы, головы, которым подчинялись поместные и приписные сторожа. Всей засечной чертой управлял пушкарский стол Рейтарского приказа (конец XVII века). Для покрытия расходов по укреплению засечной черты с населения собирались специальные подати — засечные деньги.
Лесистые участки засек представляли большие удобства для обороны и надёжные убежища для населения при нашествии врага. Засеки назывались по месту их расположения, например Тульская, Каширская, Шацкая и др. В лесах, где проходила засечная черта, запрещалась рубка леса и прокладывание новых дорог и троп. За порчу засечных сооружений и порубку леса взимался штраф. Население проходило через засечную черту только в определённых местах — засечных воротах.
Засечная черта служила не только для пассивной, но и для активной обороны и являлась рубежом, к которому стягивалось войско из укреплённых городков и тыла страны. В районе засечной черты располагалась и постоянное полевое войско, размещавшаяся в Переяславле-Рязанском, Михайлове, Пронске, Венёве, Туле, Дедилове, Крапивне, Одоеве, Новосиле и Мценске. В 30-х годах XVII века основной линией обороны полевого войска были Рязань, Тула, Одоев. Штаб её находился в Туле, а передовой полк — в Мценске. В 1616 году в полевом войске было 6 279 человек, в 1636 году — 17 005 человек.
В 1638 году были предприняты крупные работы по восстановлению засечной черты, которая за период Смутного времени была заброшена и местами сильно разрушена. Составлено также её описание. В 1659—1660 и 1676—1679 годах вновь предпринимались попытки возобновления засечной черты, но, поскольку границы России продвинулись далеко на юг и потребовалось создание оборонительных сооружений значительно южнее, эти работы прекратились. В 1658—1654 годах была возведена Симбирская засека, в 1652—1656 — Закамская линия и др. В 1736 году на смену Закамской оборонительной линии было начато строительство Самаро-Оренбургской линии, но термин «засечная черта» к тому времени уже для обозначения фортификационных сооружений не употреблялся.
9
Царицынская сторожевая линия (Вал Анны Иоанновны)
Царицынская сторожевая линия, он же Вал Анны Иоанновны — комплекс оборонительных сооружений, перекрывавший перешеек между реками Дон и Волга от набегов кочевников Поволжья. Использовался с 1720 по 1776 год.
К началу XVII века граница юга Российского государства вышла за пределы Симбирской черты и Тульской засеки, и перед правительством стали задачи обеспечения безопасности новых земледельческих уездов: Тамбовского, Пензенского, Симбирского; надёжного и безопасного сообщения между Доном и Волгой; организации безопасного пути доставки соли с озера Эльтон; заселение и хозяйственное освоение Волго-Донского междуречья. Решению этих задач мешали постоянные непрекращающиеся набеги крымских татар, кочевых народов Поволжья (калмыков, казахов), а также казаков (на момент строительства линии бывших независимым от Российской империи вольным военно-разбойничным сообществом). Особенно разрушительным был Кубанский погром в августе — сентябре 1717 года. После этого набега по указу Петра I от 15 ноября 1717 года в 1718 году было начато строительство.
Царицынская линия стала элементом тактики постепенного выдавливания кочевых народов на юг и восток. Тактика заключалась в строительстве цепи крепостей, соединенных в одну оборонительную линию, защищенное пространство которой осваивалось правительством и переселенцами. После освоения «отрезанной» таким способом территории новая линия создавалась южнее.
Линия сооружена от Царицына до станицы Качалинской — в месте кратчайшего сближения двух рек, на территории современных Городищенского и Иловлинского районов. Cостояла из сухого рва шириной до 8 метров и вала высотой 2,6 до 4,6 метров (от дна рва — 9-12 метров) с банкетом для стрельбы. Прорезавшие линию овраги перегораживались частоколом из заостренных бревен и дубовыми клетями, заполненными землей. В состав линии вошли: каменная крепость Царицын, четыре деревянно-земляных крепости (Мечетная, Грачевская (теперь — хутор Грачи), Осокорская и Донская), 23 земляных редана с караульным сооружением, огороженные частоколом. Длина линии — 54 километра.
Линия строилась по общепринятой в Европе XVIII века концепции французского маршала Вобана, с учетом рельефа степной и овражистой местности. На момент сооружения являлась одним из крупнейших оборонительных сооружений в Европе.
В состав оборонительной линии входили Донская, Осокорская, Грачевская, Мечетная крепости и Царицынская цитадель.
На сегодняшний день оплывшие ров, вал и реданы сохранились на протяжении около 34 километров от станицы Качалинская до железнодорожной станции Древний Вал, расположенной в 10 км от северо-западной окраины Волгограда. Видимые остатки крепости сохранились только в хуторе Грачи — вал и ров образуют пятиконечную звезду— крепость Грачевская. Сохранились несколько реданов.
На пересечении федеральной трассы Каспий и Царицынской сторожевой линии в 6 километрах от станицы Качалинская есть хорошо сохранившийся участок линии с площадкой для остановки автотранспорта, мемориальной табличкой, старинной пушкой и бетонной стелой, показывающей профиль вала с банкетом для стрельбы в его подлинных размерах на момент сооружения в 1720 году. Ссылка