Взойдя на престол, Николай I начал свое царствование с создания Третьего отделения, которое должно было помочь в искоренении лихоимства в государстве. За время его правления была разработан Свод Законов, регулирующих ответственность за взяточничество. Это был большой шаг в борьбе с мздоимством в России. В Своде Законов содержалось описание видов лихоимств, за которые должно было наказывать:
• противозаконные поборы под видом государственных податей
• вымогательство деньгами и вещами;
• взятки с просителей по исполнительным и судебным делам. Если какое-нибудь должностное лицо будет уличено в перечисленных деяниях, то оно подлежит наказанию.
Основанием для этого был законодательный документ «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», который регулировал ответственность чиновников за мздоимство и лихоимство. Была, однако, небольшая странность в том документе: в нем не было дано четкого определения этим понятиям. Отсюда и очень расплывчатые наказания, от денежного штрафа до лишения должности, а при особо грубых нарушениях чиновника могли арестовать, лишить имущества и отправить на каторжные работы.
Несмотря на то что была создана законодательная база для борьбы с мздоимством и лихоимством, период царствования Николая I ознаменован непоследовательностью в борьбе с коррупцией. При общем решительном настрое правительства против должностных преступлений к отдельном чиновникам, у которых было «рыльце в пуху», высшая власть относилась очень снисходительно.
Начало правления Александра II ознаменовалось систематическими публикациями имущественного положения чиновников государства. Примерно раз в 1-2 года публиковались книги, которые назывались «Список гражданским чинам такого-то ведомства». В этих томах содержались сведения о занимаемой должности и службе чиновника, его жаловании, наградах, взысканиях, размере его имущества и «состоящее за женой» – как наследственное, так и приобретенное.
Книги с информацией о чиновниках были общедоступны. Любой желающий, имея такой «Список», мог сравнить то, что декларирует чиновник, и картину его имущественного состояния в реале. Публикация такой открытой информации стала еще одним важным шагом к борьбе со взяточничеством на государевой службе.
В 1866 году вышла новая редакция «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных». В нем давались развернутые пояснения и комментарии к статьям о взятках и предусмотренных за них наказаниях.
Александр III также внес свою лепту в борьбе с коррупцией. В частности, следует отметить большой вклад царя в искоренение злоупотреблений на железных дорогах. Александр постановил отказаться от практики частных концессий на эксплуатацию железных дорог. Результат этой меры сказался очень быстро: казна прекратила нести огромные убытки, исчезли «железнодорожные короли», финансовые интересы которых были тесно связаны с деятельностью крупных российских чиновников. На освободившиеся деньги стали строиться новые железнодорожные линии и были введены единые тарифы на этот популярный транспорт.
При царствовании последнего российского царя Николая II было создано новое Уголовное уложение. По сравнению с предыдущими законодательными актами этого толка оно было проработано гораздо лучше в отношении борьбы с коррупцией. В этом документе было введено определение понятий «взяточничество» и «лихоимство».
Рост взяточничества в России в начале 20 века был связан с ростом числа чиновников, военными заказами, различными сделками с недвижимостью и эксплуатацией участков с полезными ископаемыми. Коррупция возросла в разы во время русско-японской войны. Это вынудило царское правительство принять дополнительные меры по усилению ответственности за получение взяток в военное время. Если чиновники попадались на лихоимстве в этот период, то на них не распространялись никакие амнистии. Они проводили время, занимаясь трудотерапией на каторге от звонка до звонка.
В 1911 году министр юстиции И.Г. Щегловитов внес на рассмотрение законопроект «О наказуемости лиходательства». Дача взятки в нем рассматривалась как самостоятельное преступление. Однако царь не дал ходу этому проекту, поскольку, с его точки зрения, этот документ мог «затруднить борьбу» с коррупцией. Иначе говоря, монарх испугался, в который раз!
С началом Первой мировой войны коррупция возросла, но борьба с ней ужесточилась. Под занавес монархического режима в России (в 1916 г.) был принят чрезвычайный закон, по которому существенно повышалось наказание за мздоимство и лихоимство. Особые строгости применялись к взяточникам, вовлеченным в дела, связанные со снабжением армии и флота боевой техникой, продовольствием и личным составом. Время для России было нелегкое, и такие чрезвычайные меры были вполне оправданны. После свержения царизма Временное правительство создало Чрезвычайную следственную комиссию (ЧСК), которая должна была расследовать обвинения в коррупции членов царского правительства. ЧСК не нашла в действиях подследственных никакого состава преступления. Кроме того, А.Ф. Керенский вынужден был констатировать, что «в действиях Николая II и его супруги не нашлось состава преступления».
В заключение хочу привести исследования наших современников А. Звягинцева и Ю. Орлова. Они изучили биографии и послужные списки всех генерал-прокуроров Российской империи в период от создания этой должности в 1722 году до февраля 1917 года. В их поле зрения оказалось более 30 человек, занимавших этот высокий пост. Они сумели обнаружить только одного человека, втянутого в коррупцию. Подумайте, только один корыстолюбивец, отвечающий за законность в России, за 300 лет! Может быть, не все так плохо в нашем государстве, и есть надежда справиться с коррупцией?
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-60232/
© Shkolazhizni.ru