1 марта - День кошек. Эти животные сыграли не последнюю роль в прорыве Ленинградской блокады. Недавно изданный Дневник блокадницы Лены Мухиной поднимает эту тему.
Фото: wwwsxc.hu
1 марта - День кошек. Эти животные сыграли не последнюю роль в прорыве Ленинградской блокады. Недавно изданный Дневник блокадницы Лены Мухиной поднимает эту тему.
Потерявшая всех родных и добрую бабушку-соседку Аку, Лена вспоминает вкусный суп, «продливший Аке жизнь на неделю». «Спасибо нашему котоше. Он кормил нас 10 дней. Целую декаду мы только котом поддерживали свое существование».
В других документах блокадного Ленинграда сохранились и иные, более откровенные записи.
«3 декабря 1941 года. Съели жареную кошку. Очень вкусно», - писал в дневнике десятилетний мальчик.
Но именно кошки стали символом победы для Ленинградцев.
Одна бывшая блокадница вспоминала, как в сорок третьем году случайно увидела на одной из улиц «четвероногое существо в потертой шубке неопределенного цвета. Вокруг кошки стояли и крестились какие-то старушки. Серенькое диво охранял милиционер — длинный дядя Степа — тоже скелет, на котором висела милицейская форма...»
Блокадница пишет, что осознание того, что город выжил, - пришло к ней в тот момент, когда она увидела это животное.
Выжившим блокадным котом стал кот Максим, историю которого рассказал читателям корреспондент «Комсомолки» Василий Песков.
«В нашей семье дошло до того, что дядя требовал кота на съедение чуть ли не каждый день, - приводит Песков слова владелицы животного Веры Николаевны Володиной. - Мы с мамой, когда уходили из дома, запирали Максима на ключ в маленькой комнате. Жил у нас еще попугай Жак. В хорошие времена Жаконя наш пел, разговаривал. А тут с голоду весь облез и притих. Немного подсолнечных семечек, которые мы выменяли на папино ружье, скоро кончились, и Жак наш был обречен. Кот Максим тоже еле бродил - шерсть вылезала клоками, когти не убирались, перестал даже мяукать, выпрашивая еду. Однажды Макс ухитрился залезть в клетку к Жаконе. В иное время случилась бы драма. А вот что увидели мы, вернувшись домой! Птица и кот в холодной комнате спали, прижавшись друг к другу. На дядю это так подействовало, что он перестал на кота покушаться…»
Макси оказался одним из немногих котов, переживших блокаду.
В дом Володиных стали водить экскурсии - все хотели глянуть на это чудо. Учителя приводили целые классы. Умер Максим только в 1957 году. Ему было двадцать лет.
Неудивительно, что первого марта в Санкт-Петербурге особый праздник.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Корреспондент «Вечерки» дозвонился до хранительницы Музея кошки, петербурженки Галины Крыловой. Несмотря на занятость: экскурсии в музей начались с раннего утра, - Галина Александровна нашла время, чтобы поговорить с нами.
- Спасибо, что сегодня, в такой важный для нас день, вы вспоминали о коте Максиме. Память его будет увековечена в Ленинграде. В нашем музее существует блокадная инсталляция. По рассказам очевидцев мы воспроизвели окошечко, на котором сидел кот. Скоро рядом с окошечком появится фигурка кошки. Она будет олицетворять всех кошек, которые выжили в блокаду.
Сейчас много говорят о том, что ленинградцы съели всех своих кошек. Но это неправда. Моя мама и моя бабушка, например, пережили блокаду. Но они не ели кошек.
Многие животные умерли от того, что не смогли заставить себя есть столярный клей. Наверное, вы не знаете, что это такое. Столярный клей продавался в небольших плиточках, похожих на шоколад. Если его развести в воде – получалась жижа вроде студня. Ленинградцы ели это. И кормили им кошек. Но не все животные могли понять, что это едят. Так умер кот у Натальи Дмитриевны Тырковой. А вот соседский черный кот Мишка очень быстро приучился есть это варево. Мишка ловил крыс и очень ловко прятался от желающих сварить из него суп. Он дожил до конца войны. И на него ходили смотреть, как на чудо.
В конце войны по городу ходили полчища крыс. Их давили танками, но крысы не боялись. Они забирались на танки и доезжали до амбаров с продовольствием. По рассказам, даже трамваи останавливались, когда стая крыс бежала по рельсам: их было слишком много. И тогда в Ленинград привезли полосатых кошек. Считается, что полосатые кошки – лучшие крысоловы. Их собирали в Ярославле. Люди отдавали свои любимцев для спасения ленинградцев. Почему-то многие сегодня говорят о том, будто это неправда, но на самом деле это так. Наш музей занимается архивами. Сейчас мы уточняем, сколько именно кошек привезли в город: два или четыре вагона. Что интересно, потомки этих ярославских кошек работают в Эрмитаже.
Эрмитаж – это не единственное место, где трудятся усатые-полосатые. Четырнадцать котов числятся сотрудниками в нашем Музее кошки. И их, конечно же, нельзя трогать руками, но с ними можно общаться. Приходите к нам. Я покажу фильм о кошках в блокаду, расскажу о пережившем блокаду коте Малышке. Он жил со своей хозяйкой на Петроградской стороне. Хозяйка умерла раньше. А кот остался жить.
КСТАТИ
Л. Пантелеев записал в блокадном дневнике в январе 1944 года: "Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей" (килограмм хлеба тогда продавался с рук за 50 рублей. Зарплата сторожа составляла 120 рублей) - За кошку отдавали самое дорогое, что у нас было, - хлеб.
КОШКИ НА ВОЙНЕ
В первый раз это произошло две с половиной тысячи лет назад, когда персы воевали с древними египтянами. Зная, что в Египте кошка почитается как священное животное, персы решили использовать кошек в качестве щитов или лат. Предпринимая опасные атаки на врага, воины царя Камбиза несли на руках кошек, и египтяне не могли напасть на них, поскольку боялись нечаянно поранить или убить священное животное. Для них была невероятна сама мысль применить насилие против божества. Если египтянин убивал кошку, пусть даже при вынужденных обстоятельствах, его приговаривали к смерти. Таким образом персы легко продвигались вперед, и египтяне не могли помешать им.
Несмотря на эти военные неудачи, египтяне остались непоколебимы в своем поклонении кошкам. Из наблюдений Геродота, сделанных почти столетие спустя, известно, что они все еще относились к кошке с величайшим почтением. Геродот рассказывал: никто во время пожара не занимался тушением огня, все были заняты спасением кошек, люди выстраивались цепочкой, чтобы помешать охваченной паникой кошке прыгнуть в огонь. Неудивительно, что персы взяли ее себе в союзники по время войны с Египтом.
Еще один случай относится к более поздним временам. О нем рассказал в своей книге, изданной в 1535 году, некто Кристофер из Габсбурга. Будучи артиллерийским офицером, он докладывал начальству, как ядовитые пары направляются на врага с помощью... кошек. Бутылки с отравляющим веществом привязывали к спинам кошек отверстием назад. Затем кошек бросали в сторону врага, и они в панических метаниях рассеивали вокруг ядовитый газ. Автор, как видно, человек чувствительный, так комментирует этот способ ведения войны: «Такое оружие нельзя применять против христиан!»
Есть сведения, что во время Первой мировой войны кошек держали в окопах, чтобы они заранее предупреждали о газовой атаке. А в годы Второй мировой их брали на борт субмарин в качестве живых детекторов качества воздуха.Ссылка