Здесь и вместе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Здесь и вместе » Тематические подборки » В том дрейфе никто не сдрейфил


В том дрейфе никто не сдрейфил

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

В начале 1938 года Сталину доложили: планы советского завоевания полюса трещат, как весенний лед. Прошло всего восемь месяцев после высадки команды Папанина и основания дрейфующей станции «СП-1», а от льдины остались рожки да ножки. Если раньше туда садились тяжелые самолеты, то теперь она вот-вот растает - со скоростью до 30 миль в сутки ее несет в теплые воды Атлантики. Так недалеко и до гибели героев. А следовательно - позора на весь мир.
http://s4.stc.all.kpcdn.net/f/12/image/25/85/4898525.jpg
Вождь принял единственно правильное решение: планы экспедиции считать полностью выполненными, а полярников немедленно снимать. И повсеместно - гимн героям: мы - первые в мире! При этом, разумеется, не вспоминали, что вообще-то первыми на полюсе была не наша «СП-1» с Иваном Папаниным, Эрнстом Кренкелем, Петром Ширшовым и Евгением Федоровым, а канадцы в 1918-м во главе с В. Стефанссоном.

Не вспоминали и факт, что идея высадить папанинцев из самолетов прямо на лед принадлежала не ученым и даже не «вождю народов», а замечательному летчику, одному из первой семерки героев, спасавших еще челюскинцев, Михаилу Водопьянову. Предполагалось-то выбросить зимовщиков на лед с парашютами. Водопьянов, однако, убедительно обосновал свои доводы, предусмотрев и взвесив решительно все в пределах разумного, и вождь, сделав глубокую затяжку из трубки и выдержав значительную паузу, мудро кивнул.

Четыре самолета, ведомые отважными летчиками, доставили папанинцев насколько было возможно ближе к полюсу… Операция прошла чертовски красиво.
http://s5.stc.all.kpcdn.net/f/4/image/62/53/635362.jpg
Карта дрейфа станции и ее спасения («КП» от 6.02.1938). Фото: архив «КП».

Автор этих строк знал троих из великолепной четверки, спрашивал каждого о тех, самых первых, минутах на льдине. Вот что они отвечали:

И. Д. Папанин: «Свою радость тогда я тебе и описать не могу… Сразу же принялись ставить палатку для Кренкеля - ему же надо налаживать радиосвязь с Большой землей…»

Э. Т. Кренкель: «Знаете, у меня тогда только и было в голове - не то, что мы наконец на льдине, а как бы быстрее передать в Москву первую радиограмму».

Е. К. Федоров: «Когда двигатели самолета остановились, я подумал, что путь из Москвы на ту льдину занял 65 дней… И каждый день был наполнен какими-то событиями… А высадка… Помню, что кто-то воткнул шест с красным флагом… Температура - минус 13… Откуда-то возникла бутылка коньяка, мы разлили его в тринадцать кружек - столько нас уже собралось на льдине…»
http://s1.stc.all.kpcdn.net/f/4/image/63/53/635363.jpg

Что они успели сделать

Во-первых, именно эта четверка закрыла вопрос о существовании земли в районе Северного полюса. А таких сведений - о всевозможных островах - было множество. Все они оказались миражом и развеялись подобно эфемерному видению. Наоборот, в районе полюса обнаружили впадину с максимальной глубиной 4395 метров. Исследованы подледные течения, закономерности движения льдов. Доказано наличие планктона в арктических водах. Оказалось, что и весь Арктический район подле полюса полон жизни: зимовщики видели множество птиц, встретили даже медведей - это на 88-й параллели! Так близко к полюсу животных никто прежде не видел. Интереснейшие данные получены в области метеорологии. Ради этого стоило приложить столько трудов и идти на риск - тоже стоило.

Помощь идет

До катастрофы было рукой подать. Льдина крошилась прямо под ногами. Трещина проходила через главную палатку, и приходилось ходить по щиколотку в воде. Склад продуктов отрезала широкая трещина, перебираться через которую приходилось на надувной лодке. Папанину удалось подстрелить медведицу с медвежатами, и свежее мясо здорово их поддержало.

А в это время изо всех сил спешили на помощь ледокольное судно «Таймыр» с разобранным самолетом на борту и деревянный бот «Мурман». Срочно готовился к вылету из Москвы дирижабль «СССР В-6». Да и вся советская полярная авиация была задействована на спасение папанинцев. Готовились в любой час вылететь на помощь самолеты американцев и канадцев. Весь мир в напряжении следил за развитием событий у самых берегов Гренландии.

А вскоре случилось страшное. Стартовавший 5 февраля дирижабль в районе Петрозаводска вошел в плотный туман и около пяти часов продвигался в нем. Потом - плотная облачность… Командир воздушного корабля поднял судно на высоту 450 метров. На полной скорости - около ста километров в час - дирижабль врезался в гору и взорвался… Из девятнадцати человек, бывших на борту, погибли тринадцать.
http://s2.stc.all.kpcdn.net/f/4/image/64/53/635364.jpg
Фото: RUSSIAN LOOK

Еще тревожная новость: пропал летчик Черевичный, вылетевший с «Таймыра» на поиски площадки поблизости от лагеря папанинцев… Только через два дня нашелся: после вынужденной посадки самолет удалось починить, и Черевичный вернулся.

Суда же, пытавшиеся пробиться сквозь льды, несколько дней тщетно искали возможно более близкого прохода к тому, что осталось от лагеря.

И вот, наконец, 19 февраля. От волнения уже и с предыдущего вечера никто из четверки не мог есть: и щи, и гречневая каша казались безвкусными. Как ни старался Папанин приготовить медвежатину - даже она в горло не шла…

К двум часам дня «Таймыр» и «Мурман» сумели пришвартоваться у кромки льда где-то в полутора километрах от черной палатки с буквами «СССР» на скате кровли. И к четверым, почти девять месяцев никого, кроме друг друга, не видевшим, направились две колонны встречающих - со знаменами и транспарантами, любовно изготовленными накануне. Как на демонстрации на Красной площади…

То, что оставалось в порушенном лагере, расхватали на память. Даже консервные банки, даже какие-то обломки и обрывки - хоть на чем-то просили поставить автограф.Ссылка

0

2

Интересно как!

0


Вы здесь » Здесь и вместе » Тематические подборки » В том дрейфе никто не сдрейфил