Говорят, что эти культовые камни отмечают места древних захоронений, формируют астрономический календарь или даже являются памятником богам плодородия.
Но до сих пор никто не утверждал, что Стоунхендж может быть результатом обмана ума или галлюцинацией. Вчера на главной научной конференции Американской Ассоциации Развития Науки в Ванкувере было высказано предположение, что проекту мистического каменного круга предшествовал другой – мирских видений, управляемых музыкой.
Эта теория может показаться весьма странной, однако существует легенда, что несколько каменных кругов были образованы девушками, танцевавшими в кругу магических волынщиков и превращенными в камень. Эту занимательную идею представил Стив Уоллер, независимый ученый, верящий, что искусство и архитектура вдохновляются не только тем, что мы видим, но и тем, что мы слышим.
В частности, он интересуется эффектом, который некоторые называют интерференционной картиной — изменением рисунка звуковых волн, создающимся при соединении двух шумов. В зависимости от их взаимодействия, звуковые волны могут быть демпфированы. Эффект может запутать мозг, обманывая сознание тем, что на пути есть постройки или другие сооружения, блокирующие звук.
Первый эксперимент, проведенный доктором Уоллером показал именно такой эффект. Он взял две группы добровольцев, завязал им глаза и привел их в круг, вокруг которого находилась пара флейт, играющих в тот момент. Затем он попросил их отвернуться, снять повязки и сделать наброски того, что они представляли, когда находились между ним и шумом.
Рисунки и описания включали в себя круги столбов, твердых объектов, отверстий, арок и высоких вертикальных реек.
Доктор Уоллер сказал: «Я верю, что то же самое могло произойти пять тысяч лет назад, причем так же легко, как это было продемонстрировано сегодня».
«Что если бы эти люди в прошлом танцевали в круге, окруженном двумя играющими на флейте людьми, или свистящими или что-то делающими еще, и они воспринимали то резкие, то снова мягкие звуки-ощущения, которые появлялись при повышении интерференционной картины, тогда они ощущали бы существование огромных объектов, расположенных в круге. Это был бы абсолютно непонятный для них опыт, который они не смогли бы объяснить. Все, что было таинственным, подобно этому явлению, в прошлом считалось магическим и сверхъестественным. И я думаю, это было тем, что побудило их к строительству реальных структур, соответствующих их впечатлениям. Это было подобно видениям, которые они получали от другого мира.»
Чтобы дальше проверить свою теорию, Уоллер отправился из Ла Меса, Калифорния, в Стоунхендж. Там он показал, что камни блокируют звук тем способом, на который он и рассчитывал. Когда его спросили о том, что если бы его открытия оказались простым совпадением, доктор Уоллер ответил, что его поддерживает древняя легенда.
Также существует предание, что Стоунхендж построил Мерлин с помощью магии. Очевидно, что это неправда, но вокруг Мерлина существует много мифов о том, как он был заключен в тюрьму, где стены были из воздуха, невидимые для других, но видимые для него. «Это точно слуховая иллюзия, которую вы получаете. Все эти легенды и предания поддерживают мое мнение о том, что это не совпадение», — говорит Уоллер.
Стоунхендж
Однако, Майк Питтс, редактор журнала Британская Археология и ведущий эксперт по Стоунхенджу, скептически отнесся к теории доктора Уоллеса. Он сказал: «Стоунхендж во многом остается загадкой, но мы знаем, что это было чем-то, что появилось несколько веков назад, и не было придумано за одну ночь. Я не думаю, что вы найдете так уж много археологов, которые изучали Стоунхендже, и которые будут согласны с этой акустической теорией.»
Стоунхендж