Отличительные знаки рыцарей
В XII столетии западноевропейские рыцарские шлемы стали полностью закрывать всю голову вместе с лицом, так что опознать воина, особенно в ходе боя, стало практически невозможно.
Собственно, и в более ранние времена, когда еще применялись шлемы с наносниками, различить лицо было довольно трудно: наносник был крупный и закрывал изрядную часть лица. Известно, что во время битвы при Гастингсе, когда среди норманнов распространился панический слух о том, что герцог Вильгельм будто бы убит, ему пришлось на виду у всего войска и неприятеля сорвать с головы шлем и показать свое лицо, дабы успокоить воинов и прекратить панику.
Естественно, в связи с тем, что шлемы приобрели глухие маски, перед рыцарством встала проблема распознавания друг друга на поле боя. Выход нашелся: чтобы избежать путаницы, а заодно получить возможность отличать своих воинов от вражеских (поскольку доспехи были практически одинаковы), на верхушках шлемов стали укреплять разного рода изображения, которые были либо произвольных очертаний, либо соответствовали гербовой эмблеме.
Эти изображения были достаточно больших размеров, чтобы их можно было различить уже на расстоянии нескольких десятков метров. Кроме того, они расписывались яркими красками, что делало их еще заметнее. Для того чтобы рыцарю не приходилось таскать на голове дополнительную тяжесть, такие фигуры делались из легкой древесины, плотной кожи, изредка из листового железа.
Во времена крестовых походов, для того чтобы защитить шлемы от перегрева на ярком солнце, их стали завешивать сзади кусками белой материи, которая иногда ниспадала на плечи. После жаркого боя эта завесь, конечно, превращалась в лохмотья, но тем самым она представляла собою наглядное подтверждение того, что этот рыцарь сражался достойно.
Позднее эти завеси превратились в декоративный элемент, их стали уже окрашивать в гербовые цвета. А по краям они стали снабжаться декоративными вырезами, которые призваны были символизировать боевые лохмотья на шлемах крестоносцев.
Формы шлемовых эмблем были самые разнообразные. Они изготовлялись в виде фигур птиц, зверей, геометрических фигур, звезд, корон, крыльев, когтистых лап и конечно же рогов.
Вот эти самые рога почему-то до сих пор не дают покоя некоторым нашим доморощенным "оружиеведам", которые возомнили, что рыцарям эти рога были нужны для того, чтобы... ни больше ни меньше бодать ими противника!
Особенно при этом достается рыцарям Тевтонского ордена, которым эти злополучные рога были прочно определены в качестве характерного знака отличия (спрашивается, почему?). Причем, не имея ни малейшего представления об истинных знаках отличия немецких братьев рыцарей, эти "историки" утверждают, что, дескать, чем рога крупнее, тем и выше ранг тевтонца.
На самом деле все обстояло куда как проще. Во-первых, как уже говорилось выше, шлемовые изображения, и в том числе рога, изготовлялись из легких и относительно непрочных материалов, так что рыцари при всем своем желании попросту не смогли бы ими бодаться. А во-вторых, судите сами, для того чтобы кого-нибудь боднуть, нужно перед этим обязательно нагнуть голову, а это в условиях битвы чревато самыми печальными последствиями.
Что же касается тевтонских рыцарей, да и вообще всех рыцарей-монахов, то они в силу своего монашеского статуса просто не имели права носить гербовые знаки на шлемах. Их единственным отличительным признаком была орденская эмблема на мантии.
По поводу "павлиньих чубов", которые, с легкой руки Генрика Сенкевича, также были определены тевтонцам в качестве "отлички". Это всего лишь литературная фантазия, и ничего более. Действительно, рыцари носили на своих шлемах птичьи перья, но, во-первых, они были не монахами, а мирянами, во-вторых, эти перья были (судя по иконографическим источникам) скорее страусовыми, чем павлиньими, в-третьих, мода на перья распространилась повсеместно только в XVI столетии, до этого подобные украшения были чрезвычайно редким явлением. Они стоили так дорого, что были просто недоступны большинству рыцарей. Да и вообще, султан из павлиньих перьев только тогда имеет эстетический вид, когда состоит из довольно большого их числа. Даже десять или пятнадцать павлиньих перьев представляют собой еще довольно куцее зрелище. Те, кто имели удовольствие смотреть польскую экранизацию "Крестоносцев" могли убедиться в этом лично. Кстати, художники, изображая тевтонцев, очень часто рисуют им кресты на спине, в то время как на самом деле они размещались на левом плече.
Знаками отличия, которые позволяли судить о ранге брата рыцаря, служили нагрудные кресты, нашитые на куртку. Например, крест гроссмейстера Тевтонского ордена был, как и у всех, черного цвета, но по его периметру шла серебряная окантовка. Несколько позднее посередине его вышивался золотыми нитками щит с изображением черного орла, а посередине его лучей проходили продольные золотые полосы, заканчивавшиеся изображениями лилий.
Кроме того, своеобразным отличительным знаком были бороды, которые рыцари-монахи не подстригали, а потому они были у них большими и окладистыми. Поскольку рыцарь достигал высоких должностей, как правило, уже в весьма зрелом возрасте, то по размерам его бороды можно было приблизительно судить о его положении в орденской иерархии.
К слову, на Руси подобных отличительных знаков не носили не только дружинники, но и князья, а ведь нередко бармицы русских шлемов закрывали и лицо. Подобное пренебрежение отличительными эмблемами (впрочем, они могли быть и просто неизвестны на Руси) иногда приводило к большим неприятностям. Как повествует Ипатьевская летопись, в 1151 г. князя Изяслава Мстиславича, когда он раненый лежал на поле боя, чуть было не добили свои же дружинники, перепутав его с вражеским князем. Один из них ударил мечом по шлему Изяслава, где был укреплен налобный образок святого Пантелеймона, которого, конечно, в суматохе никто не различил, и "тако вшибеся шелом до лба" (то есть получил большую вмятину). Князь едва успел сорвать шлем с головы и только тогда был узнан.
Ссылка