Здесь и вместе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Здесь и вместе » Психология и философия » Прощение


Прощение

Сообщений 1 страница 30 из 187

1

Удивительно, но оказывается на форуме не было темы прощения. Решила открыть.

статья попалась весьма мудрая и хочу с вами поделиться

Обида, или Кому и зачем нужно прощение

Обидеть человека легко. Чтобы постичь эту горькую истину, совсем не обязательно быть психологом или философом. Печальный опыт переживания нанесенной обиды имеется у всех людей без исключения, и каждому известно, как сильно может ранить душу одно-единственное недоброе слово.

Обиды преследуют человека с самого раннего детства. В песочнице совсем еще маленький карапуз доводит до слез другого малыша, отнимая у него игрушку или ломая построенный им песочный домик. Очередное поколение школьников с радостным смехом мучает обидными кличками своих одноклассников, страдающих избыточным весом, слабым зрением или другими физическими дефектами.

Ну а про то, как страшно, изощренно и безжалостно умеют обижать друг друга взрослые люди, и говорить лишний раз не хочется. И если тонко организованный, ранимый человек не может дать отпор оскорблению, предательству или подлости, то последним аргументом в пользу собственной правоты для него становится чувство обиды.

Так почему же христианство покушается на этот последний оплот человеческого достоинства, почему оно призывает добровольно отказаться от неотъемлемого права — не прощать боли и слез тому, кто безжалостно ворвался в твою жизнь и опалил твое сердце? Что за парадоксальный призыв звучит в Евангелии: …любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк 6:27-28)? Наверное, это самая непонятная заповедь Христа.

В самом деле: ну зачем любить тех, кто тебя ненавидит, обижает и гонит? Уж им-то, наверное, меньше всего на свете нужны наши любовь и прощение. Так для чего тогда принуждать себя к такому тяжелому и неблагодарному делу?

Почему нельзя мстить своим обидчикам, еще более-менее понятно: ведь если отвечать злом на зло, то вряд ли этого самого зла в мире станет меньше. С заслуженными обидами тоже все ясно, поскольку здесь действует простой и всем понятный принцип: заработал — получи и не жалуйся. А вот что делать, когда тебя обидели безо всякого повода, если наплевали в душу, растоптали и унизили просто потому, что так захотелось обидчикам? Неужели тоже — простить?

Когда хватаются за молоток

Один из лучших рассказов Василия Шукшина (который так и называется — «Обида») начинается с банальной и, увы, обыденной ситуации: человеку нахамили. Он пришел с маленькой дочкой в магазин купить молока, а продавщица по ошибке приняла его за хулигана, который накануне устроил здесь пьяный дебош. И сколько ни оправдывался бедный Сашка Ермолаев, сколько ни объяснял людям вокруг, что он ни в чем не виноват, — все было напрасно. На глазах у дочери его опозорили, обругали последними словами невесть за что. Кончается рассказ страшной картиной: Сашка бежит домой за молотком, чтобы проломить голову одному из своих обидчиков. И лишь счастливая случайность мешает ему совершить убийство.

Это, конечно, всего лишь художественное произведение. Но в нем Шукшин сумел удивительно точно показать странную особенность человеческой души — остро и очень болезненно реагировать на несправедливые обвинения. В самом деле, ну что за беда, если про тебя говорят гадости, к которым ты не имеешь никакого отношения! Ведь совесть твоя чиста и, казалось бы, тут впору просто рассмеяться и пожалеть людей, которые так глубоко заблуждаются на твой счет.

Но не тут-то было… Стоит кому-либо плохо отозваться о нас — и сразу же в душе поднимается волна неприязни к этому человеку. А уж если обидчик будет упорствовать в своих нелепых обвинениях, эта неприязнь может перерасти в настоящую ненависть, застилающую глаза, отвергающую здравый смысл и требующую лишь одного — отплатить обидчику во что бы то ни стало. В таком состоянии и впрямь недолго схватиться за молоток…

Что же это за страшная сила, способная толкнуть честного и добропорядочного человека на преступление лишь потому, что кто-то наговорил ему разного вздора?

На языке христианской аскетики такая сила называется страстью, но, конечно же, не в том смысле, который вкладывают в это слово авторы лирических стихов и любовных романов.

В христианском понимании страсть — это некое свойство человеческой природы, которое изначально было добрым и полезным, но впоследствии оказалось изуродовано грехом до неузнаваемости и превратилось в опасную болезнь.

В святоотеческой литературе говорится о восьми основных греховных страстях, в той или иной мере присущих каждому человеку: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Все эти страсти-болезни до поры прячутся в нас, оставаясь незамеченными, хотя на самом деле могут исподволь определять весь строй нашей жизни. Но стоит окружающим хотя бы чуть-чуть коснуться этих болячек, как они тут же дают о себе знать самым непосредственным образом.

Собственно, именно это и случилось с героем шукшинского рассказа. Ведь Сашка Ермолаев и в самом деле был абсолютно не виноват в тех безобразиях, которые ему приписала продавщица. Но несправедливое обвинение больно ударило по его тщеславию и гордости, а те, в свою очередь, возбудили гнев. В результате симпатичный и добрый человек едва-едва не стал убийцей.

Бестолковая продавщица и равнодушные покупатели, поддержавшие ее нападки на невиновного, безусловно, были не правы. И обижать людей, конечно же, нельзя, об этом даже говорить излишне. Но вот воспринимать нанесенную обиду можно все-таки очень и очень по-разному. Можно схватиться за молоток. А можно заглянуть в свое сердце и ужаснуться той мути, которую в нем подняла несправедливая обида. Именно в такой ситуации легче всего увидеть свое духовно болезненное состояние, понять, как глубоко страсть пустила в тебе свои корни. И тогда обидчики становятся пускай и невольными, но все же — благодетелями, которые открывают человеку его духовные недуги своими неосторожными или даже злыми словами и поступками.

Вот как говорил об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский: «…не раздражайся насмешками и не питай ненависти к ненавидящим и злословящим, а полюби их, как твоих врачей, которых послал тебе Бог для того, чтобы вразумить тебя и научить смирению, и помолись о них Богу…

Говори: они не меня злословят, а мою страсть, не меня бьют, а вот эту змейку, которая гнездится в моем сердце и сказывается больно в нем при нанесении злословия. Утешаюсь мыслию, что, быть может, добрые люди выбьют ее оттуда своими колкостями, и не будет тогда болеть оно».

От уголька до пожара

Очень часто люди обижаются на, казалось бы, совершенно безобидные вещи. Достаточно бывает не то что слова — одного лишь взгляда, жеста или интонации, чтобы человек увидел в них нечто оскорбительное для себя. Странное дело: ведь никто же и не думал никого обижать, а обида снова — тут как тут, скребет сердце когтистой лапой и не дает жить спокойно.

Парадокс здесь заключается в том, что любая непрощенная обида всегда является «произведением» самого обиженного человека и вовсе не зависит от чьих-либо посторонних усилий или от их отсутствия. На это прямо указывает даже грамматическое строение слова обиделся. Ведь в данном случае «ся» — это ни что иное, как вышедшая ныне из употребления славянская огласовка местоимения — «себя».

Таким образом, обиделся означает обидел себя, то есть дал волю мыслям, разжигающим в душе сладкую смесь сознания собственной униженности и чувства нравственного превосходства над обидчиком. И хотя люди не любят признаваться в таких вещах даже самим себе, но каждому еще с детства известно, как приятно бывает ощутить себя обиженным. Есть в этом какое-то нездоровое наслаждение, пристрастившись к которому начинаешь искать обиду даже там, где ее и в помине не было.

Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» пишет: «Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать, к слову привязался и из горошинки сделал гору, — знает сам это, а все-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большего удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной…»

В этой всем знакомой болезненной «приятности» обиды можно найти ответ на вопрос: почему в христианстве непрощенная обида определяется как тяжкий грех.

Если говорить совсем кратко, словом грех Церковь называет то, что противоречит замыслу Божию о человеке. Иначе говоря, грехом является все, что противно нашему естеству, разрушает нас, вредит нашему душевному или телесному здоровью, но при этом обещает некоторое кратковременное удовольствие и потому представляется желанным и приятным.

Самоубийственный принцип влечения человека к греховным «радостям» довольно точно выражен в знаменитой Пушкинской строке: «…Все, все, что гибелью грозит, / для сердца смертного таит / неизъяснимы наслажденья…»

Еще более категорично определял разрушительную сладость греха преподобный Исаак Сирин, говоривший, что грешник подобен псу, который лижет пилу и пьянеет от вкуса собственной крови.

Нетрудно заметить, как сильно этот трагический образ напоминает упоение собственной обидой, описанное Достоевским. И даже, если обида окажется не надуманной, а самой что ни на есть настоящей, это ровным счетом ничего не меняет.

Уголек обиды можно тщательно раздувать в своем сердце размышлениями о несправедливости случившегося, бесконечными мысленными диалогами с обидчиком, сознанием собственной правоты и прочими способами, которых у обиженного человека всегда найдется великое множество. А в результате всех этих «духовных упражнений» обида из маленького уголька постепенно превращается в бушующее пламя, которое может полыхать в душе долгие месяцы, а то и годы. И если из-за чужого обидного слова или поступка человек разжег такой пожар в собственной душе, то вполне закономерно будет сказать о нем, что он — обиделся. То есть — обидел себя сам.

Право на обиду?

Несколько десятилетий назад в советской культуре возник положительный образ обидчивого героя (правда, обидчивость его для благозвучия была тогда стыдливо переименована в ранимость). Этот типаж кочевал по различным художественным произведениям и тихо обижался на несправедливости и притеснения, которые проливным дождем сыпались на него из щедрой авторской руки.

Так писатели и кинематографисты выражали свой протест против людской черствости, пытаясь обратить внимание аудитории на страдание и одиночество человека в бездушном обществе людей-винтиков. Цель была, безусловно, благородной, и образ ранимого героя работал здесь как нельзя лучше.

Но, к сожалению, у всякой палки — два конца. Обратной стороной этого художественного метода стала романтизация самой обиженности. Ведь если тот, кто обижает, — плохой, значит, тот, кто обижается, — хороший. Следовательно: обижать — плохо, а обижаться — хорошо.

В результате такого отождествления нравственных оценок героя и его душевного состояния на тех же прекрасных, пронзительных и добрых рассказах Василия Макаровича Шукшина выросло целое поколение очень ранимых, а на самом деле — просто обидчивых людей.

Право на обиду они считали вполне нормальным атрибутом человека с тонкой душевной организацией, поэтому чрезвычайно остро реагировали на малейшее проявление чужого хамства и душевной черствости. Такую нравственную позицию весьма убедительно озвучил в своем лирическом стихотворении Эдуард Асадов:

Как легко обидеть человека:
Взял и бросил слово, злее перца…
А потом порой не хватит века,
Чтоб вернуть потерянное сердце.

На первый взгляд здесь все правильно и понятно. И обижать человека нельзя ни в коем случае, и за своими словами при общении нужно следить — все так. Но есть в этом коротком стихотворении еще одна очень важная тема, которая идет как бы вторым планом и потому не так заметна.

Обиженный герой (оставшийся, что называется, за кадром) оказывается настолько ранимым, что из-за одного злого слова готов навсегда закрыть свое сердце для человека, причем для человека близкого, поскольку потерять можно лишь то, что было твоим.

От такой категоричности героя, от этой его нетерпимости к чужим слабостям и недостаткам становится тревожно, прежде всего за него самого. Ведь с подобной «тонкостью» натуры в конце концов можно и вовсе остаться в гордом одиночестве, обидевшись на весь мир. А это состояние куда как страшнее и губительнее, чем самые злые слова и оскорбления.

Обиженный человек заживо хоронит себя в скорлупе собственных претензий к окружающим, и освободить его из такого страшного заточения не сможет даже Господь. Потому что разбить эту скорлупу можно лишь изнутри, искренне простив своих обидчиков. И пускай обидчики совершенно не нуждаются в нашем прощении. Зато в нем остро нуждаемся мы сами.

Священномученик Арсений (Жадановский), убитый большевиками в 1937 году, писал: «Добродетель всепрощения еще тем привлекательна, что она тотчас же приносит за себя награду в сердце. На первый взгляд тебе покажется, что прощение унизит, посрамит тебя и возвысит твоего недруга. Но не так в действительности. Ты не примирился и, по-видимому, высоко поставил себя — а смотри, в сердце свое ты положил гнетущий, тяжелый камень, дал пищу для душевного страдания. И наоборот: ты простил и как бы унизил себя, но зато облегчил свое сердце, внес в него отраду и утешение».

Два свидетельства

Может показаться, будто прощение для христиан — легкое дело, раз уж они настолько хорошо знают, в чем его смысл. Однако это совсем не так. Прощение обид — всегда подвиг, в котором сквозь свою боль и унижение нужно увидеть в обидчике такого же человека, как и ты сам, а сквозь его злобу и жестокость разглядеть те же духовные болезни, которые действуют и в тебе тоже. Сделать это очень непросто, особенно в тех случаях, когда обида уже пустила в душе глубокие корни, и даже осознанное волевое усилие не всегда помогает в борьбе с этой бедой.

Случается, например, что человек простил своего обидчика, но когда тот снова наносит обиду, то в возмущенной душе резко оживает и прежнее зло. Бывает так, что и обида забыта, и обидчик прощен, но если с ним случается беда, мы испытываем какое-то тайное жестокое удовлетворение. А если преодолели и эту ступень, то все же порой не можем сдержать недоумения и разочарования, когда узнаем о благополучии того, кто нас обидел когда-то. Формально прощая причиненную обиду, мы в глубине души все же продолжаем считать его своим должником и подсознательно надеемся на то, что Бог воздаст ему по заслугам. Но совсем не этого упования на грядущее возмездие ожидает от нас Господь.

Митрополит Сурожский Антоний после войны работал врачом и много общался с бывшими жертвами фашистских концлагерей. Это были люди, которых несколько лет подряд каждый день обижали так страшно, что об этом нельзя даже подумать без содрогания.

Но что же они вынесли из этого многолетнего опыта обид и унижений, как относились к своим обидчикам? Владыка Антоний приводит в своей книге два уникальных документа — молитву, написанную на клочке оберточной бумаги погибшим узником лагеря смерти Дахау, и рассказ своего старого знакомого, который сам провел за колючей проволокой четыре года. Наверное, можно сколь угодно долго теоретизировать о христианском всепрощении, соглашаться с ним, или его оспаривать… Но перед этим единодушным свидетельством двух людей, перенесших немыслимые страдания, хочется просто склонить голову и благоговейно умолкнуть:

“Мир всем людям злой воли! Да престанет всякая месть, всякий призыв к наказанию и возмездию. Преступления переполнили чашу, человеческий разум не в силах больше вместить их. Неисчислимы сонмы мучеников.

Поэтому не возлагай их страдания на весы Твоей справедливости, Господи, не обращай их против мучителей грозным обвинением, чтобы взыскать с них страшную расплату. Воздай им иначе! Положи на весы, в защиту палачей, доносчиков, предателей и всех людей злой воли — мужество, духовную силу мучимых, их смирение, их высокое благородство, их постоянную внутреннюю борьбу и непобедимую надежду, улыбку, осушавшую слезы, их любовь, их истерзанные, разбитые сердца, оставшиеся непреклонными и верными перед лицом самой смерти, даже в моменты предельной слабости. Положи все это, Господи, перед Твоими очами в прощение грехов, как выкуп, ради торжества праведности, прими во внимание добро, а не зло!

0

2

http://images.vfl.ru/ii/1513266936/025efc86/19802932_m.jpg

0

3

И это совершенно верно. Проще мириться первым, если ты понимаешь, что был прав. Не мириться в таком случае-проявлять высокомерие. Человек и так чувствует, что неправ, не стоит унижать его.

0

4

А мне думается эти прав/неправ на столько субъективно все,  что мириться первому при любом раскладе классно.

У меня вот с детства с сестрой троюродной, когда возникал конфликт, всегла вставал вопрос кто мириться будет первым.  И вот она могла хоть сколько не разговаривать. А мне хотелось играть и я искренне недоумевала: зачем тратить время на молчание, если все равно помиримся и также и дальше будем играть? Поэтому я, не тратя зря время на глупые обиды, шла с ней мириться.
Не знаю, но мне кажется, у меня это качество осталось и во взрослой жизни.  И я вам скажу, это тааааак здорово не носить обиду на сердце месяцами, годами, десятилетиями.

0

5

Фея написал(а):

эти прав/неправ на столько субъективно все,  что мириться первому при любом раскладе классно.

Примирение и прощение вещи разные, одно не всегда вытекает из второго.

Фея написал(а):

зачем тратить время на молчание, если все равно помиримся

Молчание или примирение не имеет никакого значения, если нет главного- прощения. А если есть прощение, то молчание стоит больше, чем куча пустых примирительных заявлений . Противно, когда человек заявляет о любви ко всему сущему, о своем всепрощении, а сам украдкой гадит в отместку при каждом удобном случае. Лучше бы ничего не заявлял и гадил открыто. Это я о прощении , примирении и молчании.

0

6

Gray Hunter написал(а):

Это я о прощении , примирении и молчании.

А для меня  самым важным и самым трудным в прощении бывает не потерять обидчика для себя.  Вернее даже не его самого, а свое доверие к нему. Мириться я  всегда бегу первая( едва дав человеку остыть от пыла ссоры) и с легкостью, потому что не смотря ни на какую обиду не перестаю любить. Молчание в ссорах переношу  крайне тягостно, как пожалуй и не в ссорах.) Хотя с самыми близкими мне больше нравится молчать, нежели рассуждать о каких-то вещах. Нет, конечно, если образовалась проблема, ее нужно проговорить. Тут без вариантов.)) Но это так здорово, когда дорогой тебе человек просто рядом. И пусть за целый день не будет сказано ни одного слова, но та глубинная связь, которая соединяет нас, она  в молчании просто расцветает и чувствуется в сто раз глубже и сто раз сильнее.
И вот если эта ниточка рвется для меня, как правило в результате многочисленных обид или одной, но очень сильной обиды, восстановить ее уже практически не возможно. Я могу продолжать общаться с человеком, откликаться на его просьбы, оказывать ему посильную  помощь.. все, как  и раньше... и человек даже может не заметить, что его нет для меня. Потому что сделав что либо в его адрес или даже получив какой-нибудь  новый удар с его стороны, я в ту же секунду забываю о нем. Его нет и никогда не было. У меня стираются из памяти  черты его лица и образа. Я совершенно не помню и не узнаю тембр его голоса.. и тому подобное Это так страшно!! К моему большому счастью таких случаев в моей жизни было совсем немного.) Но они были. Поэтому, если человек обижает меня второй, а уж тем более третий раз, я предпочитаю сократить общение и как бы отойти в сторону. Часто достаточно короткого в промежутка времени, когда все возвращается на круги своя. Это мое понимание обиды, прощения и примирения.)

0

7

Gray Hunter написал(а):

Примирение и прощение вещи разные, одно не всегда вытекает из второго.

Верно. Прощение - это Милость. Если человек не умеет прощать, то это очень мощное Наказание прям. По жизни будет идти и копить обиды. Одна на другую накладывая и трамбуя все в подсознание, откуда будет источаться сильнейшая боль. А внешне можно быть миролюбивым, показушно воспитанным и даже юморным. А внутри боль кричащая.

Gray Hunter написал(а):

Противно, когда человек заявляет о любви ко всему сущему, о своем всепрощении, а сам украдкой гадит в отместку при каждом удобном случае. Лучше бы ничего не заявлял и гадил открыто. Это я о прощении , примирении и молчании.

Какой гадкий и противный человек. Говорить о всепрощении и любви, а делать такие вещи. Да еще в отместку!
Если, конечно, у смотрящего глаз у самого не засорен обидой, которую он думает, что простил. И сам источая агрессию и злобность, видит все в черных тонах и в увеличительное стекло обиды.

Лучше держаться от такого лицемерного человека подальше. Я про того - говорящего о любви ко всему сущему.

Хорошо, что этот разговор произошел в теме ПРОЩЕНИЕ.

Друзья, спасибо. Я всех услышала.

0

8

Фея написал(а):

такого лицемерного человека подальше. Я про того - говорящего о любви ко всему сущему.

Возможно такой человек и не лицемерит, а действительно тупо верит, что  любит всё и вся, и гадит он импульсивно и совершенно неосознанно. Но общей картины это не меняет. С такими людьми внутренне  дистанцируюсь, бо доверия они не вызывают, хотя могу при необходимости спокойно общаться. Если человек поумней, то до него обычно доходит быстро и он сам исчезает с моего горизонта. А если глуп и продолжает свою линию поведения, то могу выписать пендель, чтобы дошло. С такими не миндальничаю.

Фея написал(а):

Если, конечно, у смотрящего глаз у самого не засорен обидой, которую он думает, что простил. И сам источая агрессию и злобность, видит все в черных тонах и в увеличительное стекло обиды.

Тут соглашусь. Обида разрушающее чувство.
А на мой взгляд, если не умеешь прощать - не обижайся изначально, и проблем не будет).

Фея написал(а):

А внутри боль кричащая.

  Вот уж не знаю, что внутри таких людей, я к ним вглЫбину не зарываюсь,  но верю тебе наслово))

Фея написал(а):

Хорошо, что этот разговор произошел в теме ПРОЩЕНИЕ.
Друзья, спасибо. Я всех услышала.

Так в последнее время про обиды и прощения трется во многих темах.
Думаешь тема раскрыта? А может кто еще захочет высказаться, а ты утверждаешь, что разговор уже "произошел"?))

0

9

Gray Hunter написал(а):

Если человек поумней, то до него обычно доходит быстро и он сам исчезает с моего горизонта. А если глуп и продолжает свою линию поведения, то могу выписать пендель, чтобы дошло. С такими не миндальничаю.

Это правильно. Зачем миндальничать. 

Gray Hunter написал(а):

А на мой взгляд, если не умеешь прощать - не обижайся изначально, и проблем не будет).

Это утопический взгляд. Обида происходит по привычке. Она не контролируемо возникает. Если бы все можно было рассчитать и держать под контролем)

Gray Hunter написал(а):

но верю тебе наслово))

Это взгляд со стороны.

Gray Hunter написал(а):

Думаешь тема раскрыта? А может кто еще захочет высказаться, а ты утверждаешь, что разговор уже "произошел"?))

Для меня раскрыта. Я ее открывала и знала зачем. А высказываться никогда никому не запрещала. Ради Бога пусть кто хочет говорит. Главное я услышала.

0

10

Фея написал(а):

Это утопический взгляд. Обида происходит по привычке. Она не контролируемо возникает.

Всё контролируется)Почти всё. Что утопия для одного- обычная реальность для другого.
Если человек по природе необидчивый, то и привычке "обижаться" вырасти не на чем, почвы нет.

Фея написал(а):

Главное я услышала

Поделишься главным?

0

11

Gray Hunter написал(а):

Поделишься главным?

Что для одного главное, то для другого пустяк. Останусь - ка я со своим "главным" наедине.

Я вот тут призадумалась между:
поумней

Gray Hunter написал(а):

Если человек поумней, то до него обычно доходит быстро и он сам исчезает с моего горизонта.

и глупым

Gray Hunter написал(а):

А если глуп и продолжает свою линию поведения, то могу выписать пендель, чтобы дошло. С такими не миндальничаю.

каким являюсь человеком  http://s1.uploads.ru/i3zZd.gif Точнее я-то ответ знаю. Размышляю что делать с этим ответом. Но это уже так - лирическое отступление. Не по теме ...или как ты любишь говорить не по теме сабжа фантазирую.

0

12

Фея написал(а):

каким являюсь человеком

С некоторых пор замечаю, что  ты преувеличенно личностно воспринимаешь всё, что я пишу. Всё принимаешь на свой счет. Почему? Хотя это твое право, но  явно не здорОво. От слова "здоровье". ИМХО

Фея написал(а):

Размышляю что делать с этим ответом.

Ну, ты сильна))
Что делать с мнением другого человека? Ведь ответ - моё мнение, мысли.  Собираешься с ними что-то сделать?

+1

13

Gray Hunter написал(а):

Ну, ты сильна))
Что делать с мнением другого человека? Ведь ответ - моё мнение, мысли.  Собираешься с ними что-то сделать?

Ты не понял...как обычно. Я знаю ответ СВОЙ. А не твой. Твои ответы я все услышала.
Что-то делать, принимая во внимание все понятое мною.
Я не хотела бы больше испытывать ни чьего терпения.

Как-то Олька хорошо сказала - вы прослушали голос Души.

Димка, ты прости если сможешь что было не так.

0

14

Фея написал(а):

Я не хотела бы больше испытывать ни чьего терпения.

Вот это к чему? К тому, что тебя неправильно поняли? Правильно, ведь ты действительно все приняла на свой счет.
И что будем делать с этим восприятием? http://s1.uploads.ru/qKh5v.gif

Фея написал(а):

ты прости если сможешь

Юленька...нет слов. Ты полагаешь, что я на тебя могу обидеться?) Тогда уж подскажи за что, будь добра)) А то "без меня меня женили", так не пойдет)
Не морочь себе голову ерундой. Не придумывай обиды/прощения и самой будет веселей жить.

+2

15

Леонид Филатов

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Ещё вчера, - как снимок дилетанта, -
Осенний день расплывчат был и слеп,
А нынче скрупулёзно и детально
Его дорисовал внезапный снег.

Ещё вчера проступки цвета сажи
И прегрешений серые мазки
Казались органичными в пейзаже
Чумазой и расхристанной Москвы.

А нынче смотрим в окна с изумленьем -
Весь мир присыпан белым на вершок!...
И кажется чернейшим преступленьем
Вчерашний незатейливый грешок.

Белым-бело!.. И в этом белом гимне
Приходит к нам, болезненно остра,
Необходимость тут же стать другими,
Уже совсем не теми, что вчера.

Как будто Бог, устав от наших каверз,
От слёз и драк, от кляуз и нытья, -
Возвёл отныне снег, крахмал и кафель
В разряд святых условий бытия.

И кончились бои, и дрязги стихли,
И тишина везде вошла в закон
Как результат большой воскресной стирки
Одежд, религий, судеб и знамён...

0

16

Вот что снег животворящий с нами делает)))

0

17

Gray Hunter написал(а):

Вот что снег животворящий с нами делает)))

Матушка - природа с нами)  http://s1.uploads.ru/G6tev.gif

0

18

С вами)

0

19

Gray Hunter написал(а):

С вами)

Не хочешь быть с Матушкой природой заодно?)

0

20

Фея написал(а):

Не хочешь быть с Матушкой природой заодно?

Главное желать правильно)

0

21

Прощать я умею, но всё при этом помню. Без эмоций - просто: это БЫЛО. Как факты из моей жизни. И это, конечно, влияет на моё отношение к людям, которых приходилось прощать за что-либо. Я от них отдаляюсь, и внутренне, и внешне, потому что больше не могу видеть в них надёжных соседей по коммуналке по имени Жизнь.
И понимаю, если кто-то из-за моих поступков так же точно отдаляется от меня. Понимаю и не обижаюсь. Принимаю их решения на этот счёт и в свой адрес спокойно, тоже как факт из жизни.

0

22

Я долго считала одним и тем же прощение и оправдание. Если находила причины, почему человек поступил так, а не иначе - а находились они всегда - то оправдывала человека и считала, что я его простила. Но недавно мне открылось, что прощение - это совершенно другое. Это вообще из другой области. И к уму не имеет никакого отношения.
Да, меня часто обвиняют в недооценке ума. Но в данном случае я понимаю это именно так. Прощение идет от Сердца, из Души. И не имеет ничего общего с оправданием. Прощаещь, не оправдывая. Просто прощаешь. Ни за что и не почему. Без выгод и без ложной гордости типа "я крутой, я смог его простить". Прощение просто происходит. И снимает все напряги.

Gray Hunter написал(а):

Всё контролируется)Почти всё.

Вот интересно - что относится к категории "почти"? И где граница между "всё" и "почти всё"?
Как-то одна знакомая женщина, врач по специальности, сказала: вы думаете, что можете всё контролировать? Тогда сделайте-ка через секунду уровень серотонина в вашей крови вот таким-то! (цифры не помню)

Gray Hunter написал(а):

могу выписать пендель, чтобы дошло. С такими не миндальничаю.

Добрость пошла) а ты не слышал, что пендели имеют тенденцию возвращаться бумерангом, при этом по дороге ещё и в размерах увеличиваются? http://s1.uploads.ru/Z2GNY.gif
И разве не может быть такой ситуации, что это ты неправильно понял, а было всё совершенно по-другому? Может, ты просто не разобрался до конца и надавал пенделей другому ни за что.

0

23

Lilac написал(а):

Вот интересно - что относится к категории "почти"? И где граница между "всё" и "почти всё"?
Как-то одна знакомая женщина, врач по специальности, сказала: вы думаете, что можете всё контролировать? Тогда сделайте-ка через секунду уровень серотонина в вашей крови вот таким-то! (цифры не помню)

Через секунду может и не сделаешь, но влиять на состав крови можно, как и на весь органический и нерганический комплекс под названием "человек" в целом. Правда дается это  не бесплатно, ведь  мыслительный процесс - самый энергозатратный в организме человека.
Граница  точно есть. Если суждено умереть от остановки сердца, то никаким контролем  этого  не изменить. Это я имел ввиду, говоря о контроле надо "всем" или "почти всем".  Кроме фатума существуют и кармические границы контроля.  Удивлен вашим "интересно", бо думал, что для эзотериков это очевидно.

Lilac написал(а):

Добрость пошла) а ты не слышал, что пендели имеют тенденцию возвращаться бумерангом

Какие страсти-мордасти пошли)) Можно и получить ответку, но ответка может быть и пряниками, а не кнутами). Поэтому не так все страшно.

Lilac написал(а):

Может, ты просто не разобрался до конца и надавал пенделей другому ни за что.

Мозг надо включать, контролировать эмоции и разбираться в источниках проблем. Без контроля над эмоциями невозможно правильно оценить ситуацию.
Если бояться бумерагов и хавать разные ситуации, сидя ровно на мягком месте, то за любым поворотом тебя будут ждать грабли, потом вторые, в итоге человек загоняет себя в грабельную карусель. Сидит на попе ровно и думает: "За что меня такого добренького всепрощальщика судьба наказывает?".

И чуток о контроле еще)
Все согласятся, что эмоции здорово затрудняют процесс разбора ситуаций. Поэтому надо либо учиться абстрагироваться от эмоций, либо даже не пытаться  контролировать.
Роль пассивного созерцателя тут в помощь, но тоже палка о двух концах. Поэтому все мы топаем одним путем  проб и ошибок. Один думает, что мудрость -  итог  пути, а другой  - сам путь. И оба правы.

Lilac написал(а):

Добрость пошла)

Может ли быть пендель признаком проявленной доброты по отношению к пенделеполучателю? Запросто! Судьба может водить ногой пенделедавателя, для пользы пенделеполучателя))
Может ли быть пендель признаком проявленной доброты по отношению к пенделедавателю? Запросто! Даже зачастую. А то грабельки-грабельки...))
В результате всем хорошо: один избавился от грабель, другой получил пряник))
http://s1.uploads.ru/1kpry.gif

0

24

Gray Hunter написал(а):

Может ли быть пендель признаком проявленной доброты по отношению к пенделеполучателю? Запросто! Судьба может водить ногой пенделедавателя, для пользы пенделеполучателя))
Может ли быть пендель признаком проявленной доброты по отношению к пенделедавателю? Запросто! Даже зачастую. А то грабельки-грабельки...))

ППКС.  http://s1.uploads.ru/zX6ys.gif
Приходилось мне пендели давать, дабы до пенделеполучателя дошла моя добрость.  http://s1.uploads.ru/Z8naO.gif

0

25

Lilac написал(а):

Я долго считала одним и тем же прощение и оправдание.

... и далее по тексту. ))

Понять, если не оправдать, я, как мисс Марпл, могу многое. Могу понять мотивы поступка человека.

Но прощение - это действительно другое: это внутреннее согласие с результатами поступка этого человека. А это уже совсем иное дело, и тут могут возникнуть возражения. Тогда и прощения - искреннего, от сердца и ума - не получится у меня, а насиловать себя я не люблю, честно признаюсь.

0

26

Gray Hunter написал(а):

Мозг надо включать, контролировать эмоции и разбираться в источниках проблем. Без контроля над эмоциями невозможно правильно оценить ситуацию.

Gray Hunter написал(а):

Все согласятся, что эмоции здорово затрудняют процесс разбора ситуаций. Поэтому надо либо учиться абстрагироваться от эмоций, либо даже не пытаться  контролировать.

Опять ППКС. )))

0

27

Аквамарин написал(а):

дабы до пенделеполучателя дошла моя добрость.

О! Если доброта не доходит с первого раза , то можно и пенделем помочь http://s1.uploads.ru/zX6ys.gif

0

28

Gray Hunter написал(а):

Может ли быть пендель признаком проявленной доброты по отношению к пенделеполучателю?

Почему-то сразу всплыло в голове: "выгодоприобретателю")) Вот честно, не знаю почему)И сразу сложилась картинка.

0

29

Gray Hunter написал(а):

О! Если доброта не доходит с первого раза , то можно и пенделем помочь

Об что  и речь.  http://s1.uploads.ru/zX6ys.gif

0

30

Ameli написал(а):

"выгодоприобретателю"

)) Можно и так. Пряники и есть выгода) Хотя наука тоже выгода в своем роде, как и любая отработка)

0


Вы здесь » Здесь и вместе » Психология и философия » Прощение