Здесь и вместе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Здесь и вместе » Психология и философия » Не хватает времени?


Не хватает времени?

Сообщений 1 страница 30 из 54

1

Кто автор статьи - не знаю.

Так много дел, что не знаете, за что хвататься? Голова идет кругом? Избавиться от стресса и сохранить внутреннее спокойствие вполне реально.

Однажды я была на занятии у очень популярного в Лос-Анджелесе инструктора. Стройные светловолосые йогини двигались в виньясах, будто в синхронном плавании. Однако когда преподаватель собрал всех вокруг себя, чтобы продемонстрировать нюансы выравнивания в асане, одни подошли посмотреть, другие же кинулись к своим телефонам: проверять сообщения.

Не исключено, конечно, что это были врачи «скорой помощи» или мамы, оставившие дома маленьких детей, но я подозреваю, что все они (как это бывает нередко) жертвы синдрома внутренней занятости: стрессового ощущения, что дел очень много, а времени на их выполнение очень мало. Внутренняя занятость – это целый комплекс мыслей, чувств и телесных реакций, которые, несомненно, могут возникнуть и при выполнении множества реальных задач, только в отличие от занятости внешней, являющейся непосредственным результатом высокой загруженности, внутренняя не исчезает, когда все дела сделаны. Внешняя занятость – напряжение, возникающее из-за необходимости справляться с бесконечным списком дел одновременно, – может быть структурирована и управляема, в то время как внутренняя занятость сама управляет вами.

Когда я слышу: «Я так занята, что на йогу совсем нет времени», то всегда уточняю, о какой занятости идет речь: внутренней или внешней. Как определить? Вот главный критерий: если у вас нет никакого срочного дела и текущее мгновение вы могли бы посвятить дыханию удджайи или расслаблению, но вместо этого обдумываете, не забыли ли что-то крайне важное, это и есть внутренняя занятость.

Человек создан, чтобы быть при деле. «Жить – значит действовать», – напоминает Кришна Арджуне в «Бхагавад-гите». При наличии выбора большинство из нас отдаст предпочтение насыщенной интенсивной жизни, даже если дел будет очень много. Счастье ускользает от нас, если мы за ним усиленно гонимся, и имеет свойство незаметно подкрадываться в тот момент, когда мы чем-то полностью поглощены, даже если это всего-навсего мытье посуды.

Попасть в ловушку
Но есть у занятости и оборотная сторона. Вы живете на кофе и всплесках адреналина, срываетесь на детях и чувствуете себя виноватой, боитесь случайно столкнуться с друзьями, потому что тогда придется остановиться и поговорить. В спешке вы так фокусируетесь на делах, что не обращаете внимания на нужды других, да и на свои собственные тоже. В эксперименте, проведенном Теологической семинарией добрых самаритян в Принстоне (Princeton Theological Seminary Good Samaritan), большинство студентов прошли мимо человека, лежащего на тротуаре с признаками сердечного приступа. Знаете почему? Оказывается, они очень спешили на занятия.

Этот эксперимент выявил самый важный аспект внутренней занятости: она меняет отношение к времени. При интенсивном рабочем ритме, который сложился в современном индустриальном и постиндустриальном обществе, время воспринимается как конечная и постоянно убывающая величина. И поскольку времени нам часто не хватает, мы стремимся уместить в каждую минуту максимум возможного. В итоге не успеваем медитировать, заниматься пением или разговаривать о жизни с подругами – лишними оказываются как раз те занятия, которые явно не демонстрируют высокую эффективность вложенного в них времени. Даже те, кто занимается йогой, порой оказываются во власти идеи, будто все действия должны приносить явный количественный результат.

Мы рассчитываем, что практика даст нам нечто осязаемое, поспособствует в подъеме по карьерной лестнице или, по крайней мере, поможет сохранить молодость и позволит больше и дольше работать. Духовная практика начинает цениться за бонусы, которые она приносит во внешнюю жизнь, а не за то, что сама по себе является источником спокойствия и хорошего самочувствия. Представление, будто потраченное время должно приносить ощутимые плоды, и приводит к внутренней занятости.

Один из действенных способов борьбы с внутренней занятостью – периодически делать 2–3-минутные паузы в течение дня. За рабочим столом или во время домашней уборки попробуйте выполнить следующее упражнение. Его смысл в самом выполнении, а не в ожидании немедленных результатов.

Сделать паузу
Это упражнение избавляет от внутреннего напряжения, возникающего, когда мы торопимся. Выполните его прямо сейчас и затем повторяйте в моменты сильной спешки. стоп. Замрите стоя или сидя на одну минуту. Сначала скажите себе: «Мне принадлежит все время в мире». Затем представьте образ Будды во время медитации. Сделайте пять глубоких и медленных вдохов и выдохов. Продолжите заниматься делами, держа в памяти этот визуальный образ.

Зависимость от занятости
У меня есть подруга Гленн, похожая на восьмирукую индийскую богиню. Она способна выполнять по многу дел одновременно: вести совещание, записывать ребенка к зубному и разговаривать по телефону с приятелем. Она уверяет, что без усилий переключается с одного дела на другое и все как бы складывается само собой. Зависимость от дел сродни любой другой форме зависимости: по мере того как она прогрессирует, вам требуется все больше и больше занятий для поддержания прежнего уровня адреналина. Так в расписание попадает еще одно дело, потом еще одно. Вас приглашают вступить в профессиональное сообщество – и вы не можете отказаться. Вы узнаете о конференции – и решаете принять в ней участие. Постепенно увеличиваете число клиентов или проводимых занятий. Успеваете посетить 2–3 вечеринки за вечер. Записываете детей на пять внеклассных занятий в неделю и всюду водите их сама. И вот вы уже разбираете почту, пока разговариваете по телефону, читаете во время еды или даже практики асан и помогаете детям с уроками, пока смотрите новости и кормите собаку.

На базовом уровне чрезмерная занятость подпитывает эгоистичное ощущение собственной важности. Однако если вполне естественно черпать здоровую самооценку из взаимосвязи с миром, то эгоистичная зависимость от занятости – это путь к внутреннему опустошению. Эго решает: «Я занято, следовательно я существую. Я ценно. Я желанно». Занятость приравнивается к важности. И эффективности.

Я существую
Cтоп. Закройте глаза. Спросите себя: «Если я не завалена делами, кто я? Когда я не думаю, не суечусь, не переживаю из-за чего-то, кто я?» Не пытайтесь сформулировать ответ на этот вопрос, а медитативно погрузитесь в открывающееся за ним пространство.

Замкнутый круг
Несколько месяцев назад Гленн, которую я упомянула, почувствовала сильную усталость, взяла отпуск на неделю, отправила дочь к бывшему мужу и осталась наедине с собой. Первые пару дней телефон разрывался от звонков. А потом вдруг замолчал. Наступившая тишина показалась зловещей. Неужели это знак, что для других людей она больше не существует? У Гленн возникло ощущение, что без работы она ничего из себя не представляет, что интересна только ее способность делать нечто важное и серьезное.

В течение последующих дней она старалась осознать происходящее, принять свой страх оказаться за бортом и исчезнуть для мира. И постепенно успокоилась. Однако в конце недели, вернувшись к своей привычной жизни с переполненным расписанием, она столкнулась с новой проблемой: как не позволить себе перегружать каждую минуту.

Выход один – расставить приоритеты: если отказаться от менее важного, пустых бесед и бессодержательных встреч, то высвобождается больше времени для главного. И сразу получается и поговорить с коллегами, и сделать пранаяму в перерывах между совещаниями, и даже помедитировать немного перед обедом.

Внешняя занятость практически всегда требует принятия конкретных решений – делегирования полномочий или отказа от каких-то дел. Внутренняя занятость – исключительно вопрос йоги.

Если вы пока не готовы к ежедневной медитации, возьмите за правило хотя бы несколько раз в день делать паузу для погружения в себя и самоанализа, применяя микропрактики, описанные в этой статье. Постепенно вы сможете пробуждать ощущение внутренней свободы и в повседневной жизни.

Необходимо осознанно воспринимать каждое действие. Поступки становятся йогой, если вы сохраняете внутренний фокус, иначе можно делать прекрасные вещи: заниматься искусством, благотворительностью, вопросами экологии, но при этом чувствовать себя утомленной и опустошенной.

Между прошлым и будущим
Хотя бы раз каждый сталкивался с внезапным изменением времени. Возможно, вы были полностью погружены в какое-либо дело или в выполнение асаны, мысленно подгоняли стрелку на часах – и вдруг почувствовали себя в полной мере в настоящем и ощутили его бесконечность. Нет никакого давления времени, потому что и самого времени тоже нет.

Однажды, когда еще только начинала выступать с публичными лекциями, я сильно опаздывала на занятие. Я начала торопиться и почувствовала, как все мое тело сковало нервное напряжение. И тут я заметила явное противоречие: я собиралась прочитать курс о душевной гармонии, однако мое собственное состояние было от нее далеко. Тогда я остановилась и сделала несколько глубоких вдохов и выдохов, пока нервное напряжение не спало с моих плеч и шеи.

Хотя я и опоздала на 5 минут, но была собрана и смогла начать лекцию без суеты и пауз. Для одного моего приятеля, проводившего за рулем по несколько часов в день, переломным моментом было решение медитировать, пока он стоит в пробке. Мы оба решили сосредоточиться на своем внутреннем состоянии и по­грузиться в тишину и спокойствие.

В санскрите есть понятие «мадли» – буквально «разрыв, дверь в вечность», которая открывается перед нами в паузе между вдохами и выдохами, в момент, когда закончилось одно действие и не началось следующее. Только мы не всегда ее замечаем. «Каждый ежедневно сталкивается с тысячами самадхи, – говорится в древнем тексте «Трипура Рахасья», – но мы проходим мимо, слишком торопясь к следующему мгновению».

Медитация учит внимательности. Неслучайно Кришна, обучая Арджуну методологии йоги действия, начал именно с медитации. Медитируя, мы привыкаем погружаться в спокойствие и внутреннюю тишину и постепенно открываем для себя и паузы в промежутках между делами.

Только спокойствие
Прямо сейчас сидя или стоя начните медленно, как маятник, качаться из стороны в сторону, делая вдох в крайнем правом положении и выдох в крайнем левом. В конце каждого движения ощутите паузу. Сфокусируйтесь на ней на несколько секунд, затем поддайтесь течению движения. Повторяйте две минуты.

Тишина в действии
В «Бхагавад-гите» Кришна называет йогу «навыком в действии». Сначала может показаться, что речь идет об умении хорошо делать свое дело. Однако настоящий навык в действии – это естественная плавность, возникающая, когда мы действуем без напряжения. Освободившись от внутренней занятости, мы поддерживаем непривязанность и к самому действию, и к его результатам. В позиции наблюдателя легко позволить всему идти своим чередом и посмотреть на свои поступки со стороны. И одновременно полностью погрузиться в свое занятие без страха, без нетерпения, без предвкушения результата.

Превращение повседневных дел в йогу подразумевает поиск баланса между стремлением сделать все как можно лучше и непривязанностью к результату.

Вы не можете «отпустить» результат до того, как приложите максимальные усилия, так же как не можете выиграть в лотерею, не купив билет. Йога – это стремление обращаться к тому внутри себя, «кто не занят», ощущать его спокойствие, стабильность, отрешенность и свободу. Вы встретите его не сразу, но, если будете стремиться через действие наблюдать тишину, он сам отправится вам навстречу. В этот момент любая ваша деятельность превращается в йогу, активность становится пассивной, а вы сами, как восьмирукое божество, оказываетесь способны без стресса и напряжения делать много всего одновременно.

Притча о двух монахах

Как-то раз два монаха столкнулись у дверей храма. Один из них принялся журить второго за то, что тот подметает ступени вместо того, чтобы медитировать. «Ты слишком занят!» – сказал он. Подметающий монах ему ответил: «Тебе следует знать, что тот, кто внутри меня, совсем не занят». Тот, «кто не занят», и есть наша истинная сущность. Монах из притчи мог одновременно и осуществлять действия во времени и пространстве, и сохранять спокойствие и безвременье внутри, потому что он не утратил контакт со своим истинным «я». Таким образом, внутренняя занятость возникает от ощущения нехватки времени. Но стоит только погрузиться в себя, как обнаруживается, что на самом деле времени во вселенной предостаточно.

0

2

Супер! )))
Так и стараюсь делать - быть внутренне незанятой. Свободной. )))

0

3

А мне нашли ссылку на эту статью!! Вот она где лежит:

http://yogajournal.ru/philosophy/inner-voice/52907/

)))))))

0

4

Свет, спасибо! Я её в контакте надыбала.

0

5

какая чудная тема!

0

6

У меня с контролем внутр. занятости дела обстоят так: я читаю молитву или мантру. Если мне надо на что-то очень серьёзное настроиться без спешки (внутренней и внешней), читаю молитву Иисусову. Если на что-то личное - проговариваю "Ом мани падме хум".

А если я - незаметно для себя - начинаю про себя проговаривать детские стишки: Кто такой, кто такой по дорожке скачет? Это наш озорной непоседа-мячик!" - значит, я ускоряюсь внутренне, что может повредить концентрации. Обычно я замечаю это, когда стишок проговаривается в 3-5-й раз подряд. Тогда я "очухиваюсь" и вновь начинаю повторять мантру или молитву. Помогает, реально. )))

0

7

Аквамарин написал(а):

А если я - незаметно для себя - начинаю про себя проговаривать детские стишки: Кто такой, кто такой по дорожке скачет? Это наш озорной непоседа-мячик!" - значит, я ускоряюсь внутренне, что может повредить концентрации

А что вот ты делаешь, если привяжется дурацкая попсовая песня или еще хуже- рекламный слоган? Как муха жужжит в голове и не дает думать?
Невольно это лезет в уши, если ты не глухой, конечно, и зацепляется там.

Отредактировано Ameli (2014-11-10 19:20:41)

0

8

Ameli написал(а):

А что вот ты делаешь, если привяжется дурацкая попсовая песня или еще хуже- рекламный слоган? Как муха жужжит в голове и не дает думать?
Невольно это лезет в уши, если ты не глухой, конечно, и зацепляется там.

Отредактировано Ameli (Сегодня 19:20:41)

Молитвой или мантрой перебиваю и изгоняю её.
Я вообще попсу не слушаю. Разве что случайно донесётся - из окна автомобиля. Патамушта некотОрые слушают какую-нибудь фигню ОЧЕНЬ громко. Радуют, тэк-скэть, окружающих своими музыкальными предпочтениями. http://s1.uploads.ru/zX6ys.gif

0

9

Аквамарин написал(а):

Я вообще попсу не слушаю.

Ты думаешь я слушаю??? Я про окна автомобилей и автобусов как раз.

0

10

Ameli написал(а):

Ты думаешь я слушаю??? Я про окна автомобилей и автобусов как раз.

Очень помогает чтение коротких молитв или мантр, проверено. )))

0

11

интересно. а обязательно представлять Будду? я не знаю как он выглядит, да и не вдохновит меня такой образ.

0

12

А где ты нашла о представлять Будду?

0

13

Аквамарин написал(а):

Очень помогает чтение коротких молитв

Я не могу молитвы в автобусе читать...(

0

14

Ameli написал(а):

Я не могу молитвы в автобусе читать...(

Я долго этому училась - читать их где угодно: в автобусе, в метро, в толпе... ))

0

15

Не умею так погружаться в себя в толпе. Мне тишина нужна для этого..

0

16

Ameli написал(а):

Не умею так погружаться в себя в толпе. Мне тишина нужна для этого..

Меня духовный отец этому учил. ))

0

17

У меня духовного отца нет. Молитву я могу прочитать и во сне даже, просто в толпе это превращается в простое чтение стиха наизусть. Пока не умею отключить слух.

0

18

Ameli написал(а):

У меня духовного отца нет. Молитву я могу прочитать и во сне даже, просто в толпе это превращается в простое чтение стиха наизусть. Пока не умею отключить слух.

Да, это очень трудно - слух отключать... ))

0

19

Lilac написал(а):

А где ты нашла о представлять Будду?

Вот:

Lilac написал(а):

Затем представьте образ Будды во время медитации. Сделайте пять глубоких и медленных вдохов и выдохов. Продолжите заниматься делами, держа в памяти этот визуальный образ.

0

20

О, правда. Я не заметила.
Можно любой образ представлять, а можно вообще никакого образа не представлять. Главное - внутреннее успокоение. Можешь найти свой образ, например, спокойного моря или зелёной берёзки. Вообще свои образы - это всегда лучше, ибо они свои, вставляющие именно тебя, а не Васю и не Петю.

Аквамарин написал(а):

Да, это очень трудно - слух отключать... ))

Согласна. Но это тренируется. Сначала можешь только в особых условиях сосредотачиваться, а потом, чтобы включить внутреннее состояние, тебе уже никакие условия становятся не нужны. Мы даже практиковали подобные штуки: когда тебе кто-то активно мешает или отвлекает тебя, а ты на это не ведёшься.

0

21

SlyVixen написал(а):

Затем представьте образ Будды во время медитации.

Ань, Буддой называют пробужденных,а их образ пробуждением. Пробуждение же в свою очередь означает жизнь...живую жизнь. Образ, что тебя оживляет. Березка, облака, поездка загород, на море, в горы  и т.д. Конечно, это весьма примитивное объяснения пробуждению. Ему вообще по большому счёту нет объяснения, но та животворящая радость у каждого есть. Только запускают эту радость у каждого разные вещи/состояния.

Потому образ Будды- означает образ животворящей, творческой радости

0

22

Lilac написал(а):

Можешь найти свой образ, например, спокойного моря или зелёной берёзки.

У меня подруга - психолог придумала шар, который пиближается волнами прибоя. В нем открывается дверка, зрузишь в нее все, что мешает или напрягает, закрываешь и пинком его к горизонту.)

0

23

Lilac написал(а):

Согласна. Но это тренируется. Сначала можешь только в особых условиях сосредотачиваться, а потом, чтобы включить внутреннее состояние, тебе уже никакие условия становятся не нужны. Мы даже практиковали подобные штуки: когда тебе кто-то активно мешает или отвлекает тебя, а ты на это не ведёшься.

Я всегда могла сесть что-то писать в блокноте прямо на ступеньках эскалатора... Вот на меня дежурные-то иногда кричали в микрофон!!  http://s1.uploads.ru/zX6ys.gif

0

24

SlyVixen написал(а):

обязательно представлять Будду

Пральна, Ань, представляй лучше меня, например)) Ну их к Будде, научат еще всякой фигне http://s1.uploads.ru/zX6ys.gif

0

25

Diva написал(а):

Образ, что тебя оживляет.

о, как все сложно и проблематично.  http://s1.uploads.ru/i3zZd.gif меня ничего не оживляет) Пойду Диму представлю)

0

26

Какие проблемы с темой? У меня всё открывается нормально.

0

27

Gray Hunter написал(а):

Какие проблемы с темой?

Повторяю здесь, чтоб ты опосля работы  по форуму не бегал. У меня (лично).. утром  возможно было зайти только через  форум "психология" и потом  на первую страниуц, а  уж после всего на последний пост. Щас все работает.) Хозяева дома.)))

0

28

SlyVixen написал(а):

о, как все сложно и проблематично.   меня ничего не оживляет)

Ну каааа быы.ы...

Дима то оживляет тебя))) раз

SlyVixen написал(а):

Пойду Диму представлю)

Пользуйся))

0

29

Юль, давай оставим Диму в покое, договорились?
Лучше по сабжу поговорите.

0

30

Gray Hunter написал(а):

Юль, давай оставим Диму в покое, договорились?
Лучше по сабжу поговорите.

А почему Юль? Сам предложил, Аня поддержала. А крайняя Юля?

*простите, сударь, забылась.

0


Вы здесь » Здесь и вместе » Психология и философия » Не хватает времени?